- Автор: daniil
- Распечатать
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(0 голосов, среднее: 0 из 5)
В этот период рекомендовано полное воздержание от спиртного, но некоторые исключения существуют. Поэтому выпивать в пост – разрешенное, но строго регламентированное действие.
Категорически запрещено пить спиртное в пост для собственного удовольствия, расслабления или для разогрева тела.
В период церковного поста под запрет попадает весь крепкий алкоголь:
Употреблять в период постного воздержания допускается только 2 напитка – это вино (кагор) или пиво. Пить спиртное можно в минимальных дозах и только в разрешенные священнослужителями дни.
По существующей легенде древние церковнослужители послали бочонок с пивом к папе Римскому, чтобы он снял пробу и решил, можно ли пить его в пост. Но по дороге пиво прокисло. Когда папа его вкусил, он сказал, что вряд ли от такой гадости получишь удовольствие, и разрешил пиво в период постного воздержания.
Ответ на этот вопрос прописан в Типиконе – это книга, содержащая Богослужебный Устав Православной Церкви. Также здесь прописан и допустимый объем потребления спиртного в пост. Мера жидкости по Типикону – это красовуля (чаша в 150-200 мл). В пост можно выпить не больше 1-2 красовуль.
Пить разрешенное спиртное можно по субботам и воскресеньям, а также в следующие дни:
Категорически запрещено выпивать в среду и пятницу, – по Типикону эти дни приравниваются к Великому посту. Исключение действует только тогда, когда на этот день приходится церковный праздник.
Далее представлены слова протоиерея Русской православной церкви А. Ильяшенко.
Но это общие рекомендации, а точная мера и разрешенные действия должны определяться строго индивидуально, в личной беседе со святым отцом.
Итак, во время поста допускается выпить немного пива или вина (не больше 200 мл). Делать это можно только в разрешенные дни. Под запрет попадает любой крепкий алкоголь, шампанское. Точные правила употребления спиртного в пост и перечень праздничных разрешенных дат можно узнать в беседе со священником.
Время поста у верующих людей – это очищение души и тела с помощью благих мыслей и молитв, а также ограничения в определённых продуктах, напитках, увеселительных мероприятиях, развлечениях. За год нужно выдержать четыре поста: Великий, Петров, Успенский и Рождественский. Все они длятся разное количество дней, и у каждого из них отдельные требования относительно пищи и питья. Даже среди священников не существует единого мнения, можно ли пить вино в пост. А как поступить обычным мирянам? Если пить вино, в какие дни, и какое количество допустимо?
В пост позволительно выпить немного вина
Устав гласит, что вино разрешается пить по выходным дням во время всех четырёх постов. Причём вино нужно выбирать красное, предпочтение отдаётся кагору. Естественно, в пост можно выпить не более одного бокала, но не целую бутылку.
Однако многие священнослужители говорят, что этот закон на сегодняшний день потерял свою силу. Дело в том, что привычка пить вино во время поста пошла из Византии и Сирии.
Там его принято было разбавлять водой в соотношении одной части красного вина к трём частям воды.
Это разрешающее правило было продиктовано тем, что постящиеся верующие страдали от дефицита воды в организме, поэтому они пили вино, смешанное с водой.
Также на момент, когда писался Устав, вином лечили многие болезни, поскольку необходимых лекарств ещё не было, поэтому священнослужители разрешали небольшое количество вина в дни строгих ограничений. Сейчас у людей, которые живут вне монастыря, нет подобных проблем, и потребность в вине отпадает, считает церковь.
Многие священнослужители являются противниками того, чтобы употреблять вино во время поста
Да, ничего страшного не случится от одного бокала красного вина, но лучше совсем его не употреблять – такова позиция церкви. Неправильно думать только о том, какие продукты можно кушать, и не будет ли грехом выпить пиво.
Любое воздержание не имеет смысла без духовной составляющей, ведь это время помогает духу стать выше потребностей тела.
Важно! В Страстную неделю Великого Поста вино категорически запрещено.
Самым тяжёлым и продолжительным является Великий Пост, заканчивающийся светлым праздником Пасхи, когда произошло воскресение Иисуса Христа. А до этого нужно выдержать семь долгих недель перед пасхой строгих ограничений. Основные правила в эти дни следующие:
Во время Великого Поста пить вино категорически запрещено
Вина можно выпить не более бокала
В первую очередь, верующим в посты следует отказаться от продуктов питания животного происхождения:
Но это не означает, что постящимся придётся постоянно ощущать чувство голода. В любом супермаркете продаются разрешённые продукты, а рецепты постных блюд в больших количествах можно найти в интернете. Что можно употреблять:
На заметку! Для тех, кому очень тяжело отказаться от молочных продуктов, можно использовать соевые заменители молока и творога.
Можно ли в пост употреблять блюда из рыбы? Рыбу можно готовить в определённые дни во время всех четырёх постов.
Что можно, а чего нельзя употреблять в пост
Протоиерей Александр Ильяшенко высказал своё мнение, что в пост допускается пить вино в очень небольших количествах на выходных и в дни почитания некоторых святых. Но лучше поговорить с духовным наставником и решить вместе, насколько необходим алкоголь, и сколько вина разрешается выпить. Конечно, речь не идёт о том, чтобы получить разрешение пить пиво и другие спиртные напитки.
В пост вино разрешено лишь в небольших количествах
Вино по Типикону можно пить, но только по чуть-чуть, и только тем, кому оно необходимо для поддержания здоровья, но не тем, кто любит выпивать.
Священнослужитель Анатолий Гармаев на вопрос о том, разрешается ли пить вино в дни поста, ответил, что если верующий ограничивает себя в употреблении вина, животной пищи, увеселений, радуется простой трапезе и молитвам, он и в обыденной жизни будет придерживаться умеренности.
В эти дни нельзя сквернословить, срываться на обидчика, нужно сдерживать гнев и раздражительность, тем самым очищаясь духовно. К сожалению, многие люди считают посты лишь своеобразной диетой и не отказываются от употребления вина.
Поэтому, перед тем, как начать поститься, необходимо побеседовать со священником, подготовиться в первую очередь морально, чтобы очистить не столько тело, сколько душу.
С каждым днём верующие всё больше укрепляют свою веру, благодаря соблюдению всех правил, канонов, чтению молитв и очищению своей души и тела.
Рождественский пост нужен нам для того, чтобы приготовить свою душу к встрече великого праздника – Рождества Христова. В православной церкви два события отмечаются особенным образом: это Воскресение Христово и Рождество Христово.
Рождество Христово люди ждали много веков, чтобы с рождением Господа избавиться от власти дьявола над собой. Радость этого рождения Спасителя в мире мы продолжаем праздновать до сих пор. Поэтому христиане приготавливают себя к этому событию заранее, постом.
До Рождественского поста христиане не постятся более трех месяцев (после Успенского поста). Мы расслабляемся духовно и телесно, а перед Рождеством наступает время внутренне собраться. Когда пост исчезает из нашей жизни, мы даем слабину и в духовном, и в телесном плане.
Рождественский пост нужен, чтобы достойно, по-христиански встретить великой праздник Рождества. Принести Богу благодарность за то, что Он не погнушался нашего человеческого естества и стал, как и мы, совершенным Человеком, принимая на Себя все тяготы нашего земного бытия, болезни плоти и духа.
Рождественский пост не такой строгий и сложный, его называют рыбным. Мирская традиция соблюдения поста легче, чем монастырская. Миряне в этот пост могут есть рыбу во все дни, кроме среды и пятницы.
А монахи по церковному уставу едят рыбу только по субботам и воскресеньям; по вторникам и четвергам – только если на эти дни выпадают праздники. Например, День памяти святителя Спиридона Тримифунтского (25 декабря), Празднование иконы Божьей Матери «Знамение» (10 декабря) или престольный праздник. После первого января рыба монахами уже не вкушается.
Нужно сказать, что в традиции Русской Православной Церкви мирянам следует подражать монахам в их воздержании. Кто имеет силы, тот может поститься по церковному уставу. Кто такой возможности не имеет, пускай не отчаивается, не унывает, а в этот пост лучше упражняется в смирении, в любви к окружающим, в чтении духовной литературы, в чтении Евангелия.
В первую очередь в Рождественский пост нельзя грешить повседневными грехами.
Если в пост мы не будем есть скоромного, но будем продолжать оставаться лукавыми, злыми, раздражительными, будем ссориться с ближними, осуждать других, болтать попусту – это будет нарушением поста.
Пост – это возможность воздержаться не только от пищи, но и от таких моральных ежедневных грехов, которые мы привыкли не замечать в повседневности.
Православным христианам играть свадьбу в Рождественский пост, конечно, нельзя. Венчание в это время не совершается. Для тех, кто решит заключить брак в ЗАГСе, Рождественский пост также не самый подходящий момент. Важно помнить, что всему свое время: время радости и время воздержания. Если человек считает себя православным христианином, то он должен прислушаться к голосу Церкви.
Это очень тонкий, личный вопрос. Апостол Павел в первом послании к Коринфянам отвечает так: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор. 4:7). Если муж и жена постятся в телесном воздержании, то по обоюдному согласию.
Если у православных христиан есть духовный отец, то этот вопрос нужно решать с ним. Подобный вопрос гораздо более личный, чем, например, воздержание от мяса. Может быть, у жены-христианки неверующий муж, ему совершенно непонятно подобное воздержание, это может привести к ссоре в семье. Поэтому данную проблему лучше решать со своим духовником.
В Рождественский пост можно есть рыбу, морепродукты, овощи, фрукты, хлеб. Нельзя есть мясо, птицу, молочные продукты и яйца.
В мирской традиции, в снисхождении к нашим немощам, рыбу есть можно во все дни, кроме среды и пятницы. Для мирян это скорее не правило, а послабление. Современный человек тратит по несколько часов в день на дорогу, устает на работе, находится дома в постоянных бытовых заботах, поэтому нам, как жителям мегаполисов, даются такие снисходительные послабления.
Вино разрешается пить Рождественским постом по воскресеньям и большим праздникам, которые выпадают на время поста. Скажем, Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), День святителя Николая Чудотворца (19 декабря), День памяти святителя Спиридона Тримифунтского (25 декабря), престольные праздники.
Как сказал царь Давид в Псалтыри: «…И вино веселит сердце человека, и хлеб его укрепит» (Пс. 103:15). Вино разрешается пить и в праздники, и в дни поста, но в меру.
Крещение может совершаться в любой день Рождественского поста. Не существует никаких препятствий к тому, чтобы крестить ребенка или взрослого во время Рождественского поста.
Другое дело, что к таинству нужно готовиться: позвонить в храм, договориться о времени крещения, поговорить со священником.
Сейчас существует правило обязательной катехизации для взрослых и подростков, собирающихся креститься, и крестных отцов или матерей при крещении маленьких детей.
Обязательно спросите о том, как проходит подготовка к крещению, в том храме, где вы собираетесь креститься сами или крестить ребенка. Узнать это можно на сайте прихода, по телефону или за свечным ящиком.
Можно и, более того, Рождественским постом желательно причащаться чаще, чем обычно. Так как пост – это время, которое способствует подготовке к причащению. Мы находимся в воздержании, молитве. Поэтому, соблюдая правила поста, мы можем со страхом Божьим приступать ко причастию.
Пост, если он соблюдается, уже сам по себе является подготовкой ко причастию. Нужно читать последование ко святому причащению, читать покаянный канон Спасителю, молебный канон Пресвятой Богородице и канон ангелу-хранителю.
Так как не все мы успеваем вне поста читать ежедневные утренние и вечерние правила, лучше всего будет Рождественским постом начать с них и постараться вычитывать их регулярно. Это будет для нас лучшее молитвенное делание, которое желательно после Рождественского поста оставить в нашей обычной жизни.
Кроме этого, в христианской традиции в пост следует чаще читать Евангелие: или подряд, или то, которое читается в этот день в храме (это можно посмотреть в церковном календаре, где указано чтение на каждый день). А тем, кто исполняет и ежедневные правила, и регулярно читает Евангелие, стоит читать Псалтырь.
Дома можно читать любые православные молитвы для мирян (без священнических возгласов). Есть известное выражение «Келия не имеет устава».
Другое дело, что акафист – это торжественная, радостная, благодарственная молитва, которая, возможно, не очень уместна, например, в Великую Пятницу — день распятия Христа.
Но во время Рождественского поста можно читать акафист, тем более, что в декабре празднуются дни памяти таких известных святых как апостол Андрей Первозванный, Спиридон Тримифунтский или святитель Николай архиепископ Мир Ликийских.
Вино разрешается пить Рождественским постом по воскресеньям и большим праздникам, которые выпадают на время поста. Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря),день апостола Андрея Первозванного (13 декабря), День святителя Николая Чудотворца (19 декабря), День памяти святителя Спиридона Тримифунтского (25 декабря).
Отдельно стоит сказать о ночи с 31 декабря на 1 января. В 2017 году 1 января-это воскресенье.
Если вы собираетесь в этот день причащаться, то нужно соблюдать полное воздержание от пищи и напитков с полуночи (это ограничение не касается совсем маленьких детей и приема лекарств).
Во всех остальных случаях празднование Нового года также должно быть скромным, поскольку у православных продолжается Рождественский пост.
Поминать усопших в любое время года нужно молитвой: подачей записок на проскомидию (часть литургии), панихидами, домашней молитвой за умерших родственников и друзей.
Если же речь идет о поминальной трапезе, то она должна быть постной. Меру воздержания и возможность послабления постовых требований нужно обсудить со своим духовником или священником, мнению которого вы доверяете.
Существует традиция отказываться на время постов от супружеской близости, поэтому зачинать ребенка в Рождественский пост не стоит.
С другой стороны, апостол Павел говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» (1 Кор. 7:5), так что вопрос о возможности супружеских отношений в Рождественский пост нужно обсудить с супругом.
Если же зачатие ребенка все же произошло, не обращайте внимания на суеверные представления с этим связанные – дата зачатия никак не сказывается на ребенке.
В Рождественский пост по монастырскому уставу запрещены молоко и яйца. Если эти продукты входят в состав зефира (о чем можно прочитать на упаковке товара), то есть его нельзя. Напомним, что меру воздержания и возможность послабления постовых требований нужно предварительно обсудить со своим духовником или священником, мнению которого вы доверяете.
Не совсем понятно, что имеется в виду под словом «свататься». Если речь идет о предложении руки и сердца или знакомстве с родителями избранника или избранницы, то это не запрещено. Если же речь идет о венчании, то в Православной Церкви во время многодневных постов это таинство не совершается.
Постом можно «расписаться в ЗАГСе», а венчание отложить на потом, но лучше попросить на это благословение у духовника, посоветоваться с ним, как лучше поступить.
Безусловно можно. Шитье – это спокойное и умиротворяющие занятие, вполне соответствующие постному настроению.
К любому занятию нужно подходить с внутренним духовным рассуждением.
Соборование в Рождественский пост – явление более редкое, чем соборование в пост Великий.
Тем не менее во многих православных храмах существует традиция соборования во время многодневных постов.
Узнать, как пособороваться в храме, который вы выбрали, можно на сайте прихода, по телефону или за свечным ящиком. Вам расскажут, когда можно пособороваться и как лучше подготовиться к таинству.
Жителям спальных районов Москвы лучше выбрать храм в центре города, где людей может быть значительно меньше, чем на окраинах.
Соборование — это таинство, в котором мы испрашиваем у Бога прощения забытых нами грехов. К ним не относятся грехи, которые человек сознательно утаил на исповеди.
Есть сухари в Рождественский пост, конечно, можно – это один из самых постных видов пищи, если только они не с молочной начинкой.
Напомним, что меру воздержания и возможность послабления постовых требований нужно предварительно обсудить со своим духовником или священником, мнению которого вы доверяете.
И, главное, нужно помнить, что суть Рождественского поста состоит не только в ограничениях в еде, хотя они тоже важны.
Начиная с поста гастрономического, христианин совершенствуется в духовном делании – учится быть ответственным за свою жизнь через сознательное самоограничение.
Пост в еде – не самоцель, а лишь средство к возрастанию во Христе, еще один шаг к Господу и исполнению Его заповедей.
Идет вторая неделя Рождественского поста. Он не считается строгим – во многие дни благословляется рыба, которая считается более скоромным продуктом, чем вино. Поэтому некоторые православные считают, что в рыбные дни можно себе позволить и немножко выпить. Действительно, церковный устав в некоторые дни даже Великого поста разрешает вино.
Однако протоиерей, настоятель храма Входа Господня в Иерусалим в Бирюлево и председатель Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете города Москвы Михаил Потокин, считает, что современному христианину, живущему в миру, полезнее любым постом полностью воздерживаться от вина.
О духовном смысле воздержания от вина и других необязательных вещей отец Михаил рассказал «Милосердию.ru»:
Воздержание от скоромной пищи – не цель поста, а лишь средство, помогающее нам в борьбе со своими страстями, духовном развитии. И все это понимают, но на практике часто сводят пост только к исключению из рациона мясных и молочных продуктов, а в более строгие посты, Великий и Успенский пост, и рыбы.
Такое суженное отношение к посту видно не только по публикациям в прессе, бытовым разговорам, но даже по исповеди – многие исповедующиеся спрашивают, можно ли им по тем или иным причинам ослабить пост, или, наоборот, каются в единичном нарушении поста как в тяжком грехе.
Но ограничения нужны не только в пище, а также в развлечениях. И если некоторым людям действительно невозможно полностью соблюсти пост в еде, то отказаться на время поста от просмотра телепередач или хотя бы свести этот просмотр к минимуму (например, смотреть только новостные программы, и не десять раз в день, а один) могут все.
Поначалу это, как и любая попытка ограничить себя в привычках, вызовет внутреннее сопротивление. Но если мы не поддадимся эмоциям и будем следовать намеченному ограничению, у нас сразу появится свободное время, которое сможем посвятить другим людям.
Есть люди, которые употребляют вино исключительно для вкуса, но большинство выпивает, чтобы почувствовать хотя бы легкое опьянение, расслабление. В умеренных дозах алкоголь действительно может приносить нам радость, поэтому Церковь не возбраняет употребление вина.
Это прекрасное дополнение к празднику (разумеется, если знать меру), но мы говорим не о празднике, а о посте. Постом Церковь призывает нас ограничить себя для ведения более сосредоточенной жизни. Без этого сосредоточения мы, когда пост закончится, и духовного смысла праздника не сможем почувствовать.
А вот необходимо ли нам вино в будничной жизни? Очевидно, что нет. Более того, до Ноя человечество не знало вина – Адам жил без вина. Вот от всего, что не необходимо, хотя бы на время поста можно отказаться.
А учитывая тягу многих наших соотечественников к алкоголю, тягу, часто далекую от умеренности, я считаю, что воздержание от спиртного во время поста даже важнее, чем отказ от скоромной пищи.
Многие настаивают, что устав в воскресные и праздничные дни разрешает употреблять вино. Букву мы знаем хорошо, но «забываем», что буква эта писалась для монахов – молитвенников и аскетов. Другие люди были в то время, духовно гораздо более крепкие. Постились часто настолько строго, что в будние дни вообще не вкушали никакой пищи.
К тому же вино тогда было натуральным, употреблялось разбавленным водой и часто – в медицинских целях, как советовал апостол Павел Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим., 5, 23).
Вино в монастырях пили точно не для того чтобы расслабиться, так как монахи прекрасно понимали, что любое расслабление мешает духовной жизни. А жизнь они вели напряженную – всенощное бдение под воскресные и праздничные дни по 6-8 часов длилось. Именно после таких длинных служб они и позволяли себе в соответствии с уставом выпить немного вина.
Если бы современный человек мог молиться столько же, сколько они, наверное, и к вину относился бы так же, и воздействовало бы оно на него по-другому. Ведь с Божьей помощью и свойства нашего организма (обмен веществ) могут меняться – такое бывало у святых.
Но мы не можем столько молиться, вести такую напряженную духовную жизнь, а потому и правила, написанные древними отцами для монастырской братии, невозможно применить к современному человеку. Вот и не надо выхватывать из этих правил фрагменты, чтобы оправдывать свои страсти. Пост существует не для потакания страстям, а для борьбы с ними.
Что христианское учение говорит об алкоголе? Лучше пить «в меру» или воздерживаться от спиртного? Что значит пить «в меру»? Кому и какие алкогольные напитки допускается употреблять? Как алкоголь влияет на душу? Об этом и о многом другом пишет Александр Савельев.
Нередко приходится слышать, что пить надо культурно, «в меру». Однако мало кто задумывается о том, какова христианская культура употребления алкоголя.
Современные «умеренно» (а с точки зрения христианства – неумеренно) пьющие, на основании вырванных из контекста цитат, а часто и придуманных ими самими словах, составляют собственное «вероучение», оправдывающее употребление неразбавленного вина не только взрослыми мужчинами, но даже женщинами и молодежью.
Многие приводят выражение, будто бы из Библии: «Пейте, но не упивайтесь». Однако в Писании сказано: «Не упивайтесь», и вовсе нет призыва: «Пейте».
«А у жены решительно никогда никоим образом хмельного питья бы не было: ни вина, ни меда, ни пива, ни угощений. А пила бы жена бесхмельную брагу и квас – и дома, и на людях». (Домострой)
Блаженный Иероним Стридонский: «Винопитие среди священников и апостол порицает, и древний Закон запрещает. Служащие алтарю вина и сикеры да не пьют».
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не вино худо, но неумеренность порочна». Что же во времена Златоуста считалось неумеренностью?
Вот что пишет В.В. Похлебкин в книге «История водки»: «Древние греки и римляне разбавляли вино следующим образом: на три части воды брали одну часть вина или на пять частей воды – две части вина. Смесь, состоящая из виноградного вина пополам с водой (т.е. из равного объёма воды и вина), считалась слишком крепкой и употреблялась лишь опустившимися людьми, считавшимися завзятыми пьяницами».
Таким образом, Иоанн Златоуст не запрещает пить натуральное вино, разбавленное водой в пропорции 1:3, но в очень небольшом количестве, чтобы оно не ослабляло силы души.
О какой же умеренности можно говорить, когда мы, вместо того, чтобы употреблять натуральное вино, разбавленное большим количеством воды, пьем купленную в магазине отраву – так называемое «вино», в которое производители специально добавляют этиловый спирт (такие вина называются креплеными), чтобы смесь была покрепче, и пьем это зелье неразбавленным? Про водку, коньяк и прочие крепкие напитки и говорить не нужно – всем понятно, что христианину недопустимо отравляться этими наркотиками.
Евфимий Зигабен в толковании на 103 псалом приводит слова святителя Кирилла Александрийского, рекомендующего «смешивать вино с большим количеством воды. Ибо, будучи горячительно и заключая в себе приятные соки, когда растворяется в надлежащем количестве, своею теплотою разводит гнусные излишества, острые и худые соки растворяет своими благовонными».
«Увеселяясь вином, будешь проводить жизнь в сожительстве со срамными помыслами, и много переиспытаешь печалей». (свт. Феодор Эдесский.)
«Для всех полезно не пить вина, особенно для крепких телом». (прп. Феодор Студит)
Свт. Григорий Богослов: «Вино – это поджога остывшей страсти; а всякое подложенное в огонь вещество усиливает пламень». «Вино, по природе своей, не знакомо с целомудрием; тем и производит оно удовольствие, что раздражает».
«Кто с мудрою умеренностью воздерживался от вина, того преимущественно ожидают к себе райские виноградники, и каждая лоза простирает к нему свои грозди». (преподобный Ефрем Сирин)
«Такоже святому великому Василию кесарийскому явися пречистая Богородица во сне, глаголя: «Аще хочеши друг мой быти и во всем помощницу мя имети, то отрцыся вина и пьянственнаго пития». Он же возбнув дивися заповеди пречистыя Богородицы и до кончины живота своего заповедь пречистыя Богородицы соблюде не пияше вина». (Стоглав, 52 глава)
Во-первых, апостол Павел советовал Тимофею пить вино в качестве лекарства от какой-то болезни желудка и ради частых недугов, а не для увеселения.
Во-вторых, целебные свойства вина заключаются вовсе не в свойствах этанола, действующего на желудок разрушительно, а в свойствах винограда.
Смешиваясь с желудочным соком, виноградные кислоты улучшают пищеварение и аппетит. Также виноградный сок богат содержанием дубильных веществ, препятствующих появлению воспалительных процессов в желудочно-кишечном тракте.
Мы находим подтверждение этому в исторических свидетельствах, говорящих об употреблении в древнем мире неперебродившего безалкогольного вина для медицинских целей.
Древний ученый Афанасий (Атеней) в трактате «Званный обед» пишет: «Пусть он пьет сладкое вино, разбавленное водой, или подогретое, ибо это хорошо для желудка, так как сладкое вино не опьяняет». Здесь мы видим совет, который подобен совету апостола Павла.
Вот что отвечает Номоканон людям, которые, ссылаясь на слова апостола Павла, говорят, что полезно пить вино в меру: «Постися прежде крепце и воду пий леты многими и прочая труды Тимофеевы покажи. Умертви си тело и тогда пий вино в меру»
Можно ли пить вино в пост — этот вопрос задают многие верующие и вполне обоснованно. В разных монастырях в этот период действуют правила пищевого поведения, часто имеющие некоторые отличия как в отношении продуктов, так и напитков.
Наместник Сретенского монастыря города Москвы архимандрит Тихон Шевкунов для миссионерско-апологетического проекта «К Истине» поясняет, что традиция употреблять вино во время Великого поста пришла из Сирии и Византии.
Отличие только в том, что верующие в этих странах перед тем, как пить вино в пост, разбавляют его в соотношении один к трем с водой, но никак не наоборот (!).
Поскольку местные верующие не всегда придерживаются этого правила и пьют вино в чистом виде, священники, как правило, больше склонны не рекомендовать употреблять его во время Великого поста в принципе, и, таким образом, избегать пищевых злоупотреблений.
Главная цель Великого поста — очистить помыслы и тело от всякого рода зла путем осознанного следования пищевым и поведенческим ограничениям. Каждому верующему важно помнить, что соблюдение поста — это, прежде всего, его личная ответственность.
По окончании этого, без преувеличений, серьезного испытания, вы либо получите результат в виде духовного очищения и возвышения, либо нет, если соблюдаете правила Великого поста поверхностно, скорее, чтобы избежать осуждения окружающих, нежели с целью духовного роста.
Что касается основных правил Великого поста, то они едины для всех верующих. В первый день желательно вообще воздержаться от употребления пищи и напитков. На второй и третий день рекомендуют пить только воду. В последующие дни разрешается употреблять продукты растительного происхождения.
Любые другие продукты (животного происхождения) — под запретом. Отказаться нужно от яиц, мяса, сала, молока и его производных, а также от даров моря. В эти дни в умеренном количестве разрешен мед.
В плане употребления растительной пищи также есть целый ряд правил. Каждый понедельник, среду и пятницу такие продукты едят в сыром виде, во вторник, четверг можно варить, жарить и тушить без добавления растительного масла. Последнее добавляем в блюдо только в субботу и воскресенье. Больше узнать о том, каких правил нужно придерживаться во время постов, можно в разделе Календарь поста.
Протоиерей Александр Ильяшенко в публикации для интернет-издания «Православие и мир» на вопрос о возможности употребления вина в дни поста поясняет, что в крайне ограниченном количестве напиток допустим по субботам и воскресеньям и в дни совершения памяти наиболее почитаемых святых.
В целом же количество и необходимость употребления спиртных напитков во время поста определяется в каждом конкретном случае индивидуально во время беседы со своим священником.
Сам же верующий должен помнить истину, озвученную Апостолом Павлом: «Все нам позволительно, но не все полезно». С одной стороны в Псалтыре сказано, что вино оказывает на человека увеселительное действие. В уставах монастыря указано: в определенные дни вино приветствуется в умеренном количестве.
Важно знать!
Какое вино можно в пост? Сухое и натуральное вино обладает выраженными оздоровительными свойствами, если не нарушается правило «меры».
В словах «не все полезно» и скрыт ключевой принцип — золотая середина, следование которому ведет к духовному росту и «стяжанию Царствия Божия».
Все правила Великого поста, основанные на чередовании правил пищевого поведения на каждый день, и призваны обучить верующего этой золотой середине.
Вопрос меры употребления вина проясняет священник священник отец Игорь Фомин в тематической публикации для издания «Аргументы и факты». По Типикону разрешено выпить до двух красовуль (монашеских кубков) вина. Делать это можно для поддержания сил, но только тем, кто не страдает алкоголизмом.
На вопрос пьют ли вино в пост, священник Анатолий Гармаев в ответах на вопросы в «Православном чтении» рассказывает: «Умеренно употреблять вино, ограничивать себя в пище животного происхождения, уметь довольствоваться простыми блюдами — все это способствует тому, что верующий начинает проявлять ту же умеренность в различных сферах жизни». Не злословить, не направлять негативные эмоции на обидчика, уметь справляться с собственным гневом, преобразовывать его и в конце концов духовно очищаться.
Современные инсталляции для унитазов становятся все более популярными благодаря эстетике, удобству и функциональности. С их…
Важный этап в процессе передачи владения недвижимостью – оформление соответствующих бумаг. От них зависит законность…
Значит, скважина на участке — штука реально нужная, без неё никуда. Вода, как-никак, вещь первой…
Подвесные светильники – осветительные приборы, которые правильно располагать на некотором расстоянии от потолка. В качестве…
Душевые кабины из стекла – удобная вещь для комфортного приема душа. Все больше людей устанавливают…
Проведение многих строительных работ связано с обработкой грунта. Для перемещения камней, песка и щебня привлекают…
This website uses cookies.