- Автор: daniil
- Распечатать
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет.
Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя. Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные – его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания.
Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума.
Обратите внимание
Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его гениальном руководстве военными действиями, давшими нам победу над сильным врагом и вообще над фашизмом; об его многогранных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами – пространно и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники. Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках.
Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством.
Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, “в путь всея земли”, горячей молитвой.
В эти печальные для нас дни со всех сторон нашего Отечества от архиереев, духовенства и верующих, и из-за границы от Глав и представителей Церквей, как православных, так и инославных, я получаю множество телеграмм, в которых сообщается о молитвах о нем и выражается нам соболезнование по случаю этой печальной для нас утраты.
Мы молились о нем, когда пришла весть об его тяжкой болезни. И теперь, когда его не стало, мы молимся о мире его бессмертной души.
Вчера наша особая делегация в составе Высокопреосвященного митрополита Николая; представителя епископата, духовенства и верующих Сибири архиепископа Палладия; представителя епископата, духовенства и верующих Украины архиепископа Никона и протопресвитера о. Николая, возложила венок к его гробу и поклонилась от лица Русской Православной Церкви его дорогому праху.
Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога. Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом. И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память.
Журнал Московской Патриархии. 1953, №4. С.3
Социологи «Левада-центра» предложили россиянам выбрать самую выдающуюся историческую личность. Первое место в списке величайших людей досталось советскому лидеру Иосифу Сталину.
Самым выдающимся человеком в истории Сталина назвали 38% респондентов, несмотря на то, что многие годы политики, интеллигенция и духовенство последовательно пытаются возложить на «вождя народов» вину за все грехи Советского Союза.
О том, был ли Сталин на самом деле воинствующим атеистом, откуда взялся «православный сталинизм» и почему патриарх Алексий I называл вождя трижды гением, «Ридус» побеседовал с заведующей Отделом истории Восточной Европы после Второй мировой войны в Институте славяноведения РАН, доктором исторических наук Татьяной Викторовной Волокитиной. До 2011 года ее отдел носил название «Центр по изучению истории сталинизма в Восточной Европе».
— Давайте для начала предоставим слово самому Сталину. В беседе с Эмилем Людвигом в декабре 1931 года он так ответил на вопрос немецкого писателя о своем превращении в оппозиционера в юности и роли в этом своих родителей: «Мои родители были необразованные люди, но обращались они со мной совсем неплохо. Другое дело православная духовная семинария, где я учился тогда.
Важно
Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма как действительно революционного учения».
Правильно ли будет на основании этих слов Сталина сделать вывод о том, что он враждебно относится скорее к духовенству и церковным порядкам, а не к православию и вере в Бога вообще?
— Вопрос, считаю, сформулирован не вполне корректно.
Порядки в семинарии действительно, как известно, расходились с некоторыми христианскими представлениями, и они повлияли на становление Сталина-революционера, то есть сторонника насильственных методов действия, также расходившихся с христианскими догмами.
Тем не менее от протестных настроений семинариста до четкого оформления враждебности, как вы говорите, к православию и вере в Бога — «дистанции огромного размера». И этот путь предстояло пройти, преодолевая, как я полагаю, внутреннее сопротивление. Но был ли он пройден до конца, не знаю.
— В России известна книга профессора русской литературы из США Даниеля Ранкур-Лаферриера о психологическом портрете Сталина. Автор пишет о том, что мать будущего вождя, Екатерина Джугашвили, была строгой религиозной женщиной и мечтала, чтобы ее сын стал священником.
Под ее влиянием Иосиф начал усиленно изучать русский язык именно для того, чтобы поступить в православное духовное училище, а затем и в семинарию, и со второй попытки это ему удалось.
Лаферриер замечает, что Сталин был «глубоко религиозен в тот период, когда учился в духовной семинарии в Тифлисе», а также «сохранял необычайно положительное (для большевика) отношение к Русской и Грузинской православной церкви всю остальную жизнь». Как вы считаете, верны ли выводы американского профессора?
— По всей вероятности, именно в духовной семинарии произошел перелом в сознании, снижение «градуса» религиозности. В этом смысле нет оснований не доверять словам Сталина из беседы с Людвигом.
Что касается дальнейшего, то в историографии констатируется отличное от других большевистских лидеров, более мягкое, если можно так сказать, отношение Сталина к церкви. Ленин, Троцкий, да и Бухарин, были жестче. Об этом пишет историк Игорь Курляндский, подтверждая это документально.
Но это не дает, с моей точки зрения, оснований считать это отношение, как пишет Ранкур-Лаферриер, «необычайно положительным». Отношение проявляется в практических делах, в данном случае — в государственной политике по отношению к церкви.
Совет
А она при всей сложности и неоднозначности все же имела четкий вектор и отнюдь не положительное «наполнение».
— В своем интервью газете «Завтра» в 2006 году генерал-майор Артем Сергеев, который вырос в доме Сталина, рассказал о его отношении к православию: «Ни Пасхи, ни других праздников церковных не отмечали. А выражения с упоминанием бога дома употреблялись. „Слава богу“, например, „Не дай бог!“ и „Ради бога“ Сталин сам нередко говорил. Я никогда не слышал от Сталина ни одного плохого слова в адрес Церкви и веры.
Помню, такой случай году в 1931 или 32-м. Напротив школы, где учился Василий, во втором Обыденском переулке, был храм. Как-то, когда там шла служба, мальчишки возле пробовали стрелять из пугача. Василий в этом участия не принимал, а рассказывал отцу об этом.
Отец спрашивает: „Зачем они это делали? Они же, молящиеся, вам учиться не мешают. Почему же вы им мешаете молиться?“ Далее спросил Василия: „Ты бабушку любишь, уважаешь?“ Тот отвечает, мол, да, очень, ведь это — твоя мама. Сталин говорит: „Она тоже молится“. Василий: „Почему?“ Отец отвечает ему: „Потому что она, может, знает то, чего ты не знаешь“».
Как вы считаете, можно ли на этом основании делать вывод о том, что отношение к религии у Сталина как публичного политика было более враждебным, чем у Сталина как частного лица в быту?
— Речь может идти о разных уровнях проявления этого отношения. Политика, требующая четких установок и формулировок, — это одно; пропагандистская работа с конкретными лозунгами и призывами — другое; частная жизнь и быт — третье.
Наверно, смешно было бы ожидать от крупного политика общения на «лозунговом» уровне в собственной семье.
Но данное воспоминание может стать иллюстрацией к утверждению Игоря Курляндского об агностицизме Сталина, не верившего ни в Бога, ни в его отсутствие.
— В книге мемуаров Валентина Бережкова «Как я стал переводчиком Сталина» приведены такие фрагменты беседы Сталина с Уинстоном Черчиллем. После его первого визита в Москву в 1942 году Сталин назвал важной высадку союзников в Северной Африке и добавил: «Да поможет вам Бог».
На что Черчилль ответил: «Бог, конечно, на нашей стороне».
Во время второго визита британского премьера в Москву в 1944 году Черчилль спросил: «Сможете ли вы простить меня лично за организацию походов Антанты?», имея в виду британскую интервенцию в Россию в годы Гражданской войны.
Сталин ответил: «Не мне вас прощать. Пусть прощает вас Бог».
Как вы думаете, были ли это простые обороты речи со стороны Сталина, или это признак того, что он внутренне имел некую личную веру в Бога?
— Имея религиозное образование, пусть и неоконченное, Сталин не мог не знать евангельского толкования фразы «Бог простит, и я прощаю» и его глубокого смысла («…что разрешите на земле, то будет разрешено на небе»). Я усматриваю в сталинской формулировке отсутствие понимания, тем более сочувствия к просящему, а следовательно, и отказ в прощении. Отсылка к Богу важна здесь и как адресованное Черчиллю обращение к христианской этике — только Богу ведомы подлинные истоки обиды, ему и прощать. Но понятно, что это мое мнение.
— Какова, на ваш взгляд, настоящая цель так называемого церковного возрождения в СССР, которое началось с известной встречи Сталина с тремя православными митрополитами в Кремле 4 сентября 1943 года и восстановления патриаршества, ознаменовалось открытием сотен храмов и Троице-Сергиевой Лавры, а закончилось созывом представительного Всеправославного совещания в Москве в 1948 году?
Обратите внимание
В последние годы историки написали об этом немало, но глубинные мотивы вождя до сих пор остаются дискуссионным вопросом.
Есть версии о том, что новый курс в отношении религии был нужен советскому лидеру, чтобы сплотить нацию, чтобы «отбить» нацистскую пропаганду, чтобы наладить отношения с союзниками по Антигитлеровской коалиции, чтобы получить еще один инструмент влияния на общественность в зарубежных странах и другие.
Какая вам кажется наиболее обоснованной?
— Несомненно, следует учитывать комплекс причин, включая и высокопатриотические позиции РПЦ с первых дней войны. Неслучайно определенные послабления в государственной конфессиональной политике были сделаны в 1941 году.
А вот время поворота (1943 год), знаменовавшего начало «церковного возрождения», указывает на значение в первую очередь внешнеполитического фактора. В отечественной историографии об этом писали Татьяна Александровна Чумаченко, Ольга Юрьевна Васильева, Михаил Васильевич Шкаровский, Валерий Аркадьевич Алексеев, Михаил Иванович Одинцов и другие исследователи. Поворот 1943 года подтверждает прагматизм Сталина как государственного деятеля, политика-реалиста, Realpolitik.
— Когда появилось правительственное сообщение о болезни Сталина, 4 марта 1953 года патриарх Алексий I подписал и разослал по епархиям письмо с указанием молиться за здоровье вождя. Там было сказано: «Наш долг, долг всех верующих прежде всего обратиться с молитвою к Богу об исцелении дорогого для всех нас болящего.
Благословляю во всех храмах всех епархий совершить молебствия о здравии Иосифа Виссарионовича. Церковь наша не может забыть того благожелательного к ней отношения нашего Правительства и лично Иосифа Виссарионовича, которое выразилось в целом ряде мероприятий, клонящихся ко благу и славе нашей Православной Русской Церкви».
Патриарх Алексий подтвердил свою оценку деятельности Сталина в своей речи перед панихидой по нему в Богоявленском патриаршем соборе в Москве 9 марта 1953 года. Он назвал его «Великим Вождем нашего народа», трижды гениальным — ученым, полководцем и мыслителем.
«Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, „в путь всея земли“, горячей молитвой. Нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память», — сказал Алексий.
В том же духе патриарх высказался на молебне по случаю семидесятилетия Сталина 21 декабря 1949 года.
Как вы считаете, предстоятель, который был лучше всех осведомлен о советских гонениях на Церковь, был вынужден давать такую оценку Сталину или же он был искренен?
— И опять вопрос, требующий однозначности — или-или! Не забывайте, что речь идет о патриархе Алексии, носителе подлинно православного сознания, чья глубокая религиозность определялась «твердо устоявшимися, застывшими формами», а действия и поведение отражали традиционную для православия цезаро-папистскую модель государственно-церковных отношений. Отсюда и отношение к личности «цезаря», искреннее, не вынужденное кем-то или чем-то. А память о гонениях на РПЦ, конечно, никуда не девалась. Думаю, что это именно тот случай, когда в полной мере проявилось евангельское «Бог простит, и я прощаю». Насколько я знаю, Алексий во время панихиды молился «о мире» для души Сталина.
— Достоверна ли информация об отпевании Сталина по православному обряду в храме Воскресения на Успенском Вражке в Брюсовом переулке сотрудником ОВЦС Московской патриархии, благочинным москворецких храмов, потомственным священником Владимиром Елховским по просьбе дочери вождя Светланы Аллилуевой?
— Встречающиеся, в частности в интернете, утверждения об отпевании Сталина объясняются тем, что чин отпевания усопшего (правильнее — чин погребения) путают с панихидой по новопреставленному с обязательной разрешительной (отпустительной) молитвой, в которой содержится просьба к Господу о прощении души.
Известно, что по Москве ходили слухи о предстоящем отпевании патриархом Алексием, но 9 марта, как известно, патриарх отслужил панихиду, о чем сказано выше.
Важно
Что касается заочного отпевания, то, по сведениям, приведенным газетой «Московский комсомолец» в 2003 году, таковое якобы состоялось, причем не одно, а два: по личным просьбам дочери Светланы и сына Василия.
Василий Сталин обратился 7 марта 1953 года к иерею церкви Воскресения Словущего в Аксаковском (ныне Филипповском) переулке Иоанну Свитинскому с просьбой отслужить панихиду по своему отцу, и 8 марта отпевание состоялось.
Одна из прихожанок рассказала корреспонденту «МК», что самого Василия на панихиде не было, народу в храме было немного, а около храма были замечены две черные машины.
В те же дни заочное отпевание прошло и в другой московской церкви — Воскресения на Успенском Вражке на улице Неждановой (ныне Брюсов переулок).
По просьбе Светланы Аллилуевой и в ее присутствии обряд провел священник Владимир Елховский — бывший фронтовик, подполковник в отставке. Впоследствии он якобы рассказывал об этом своим знакомым. На отпевании присутствовало совсем мало людей: служители храма и несколько человек, возможно, наблюдателей, которым стало известно о намерении Светланы.
Однако никаких подтверждений этим сведениям нет, что отметили и корреспонденты «МК».
Примечательно, что и Свитинский, и Елховский были известными в православной Москве лицами, авторитетными и уважаемыми священниками, чем, по всей вероятности, и можно объяснить выбор Василия и Светланы. В данной информации меня настораживает факт двукратного отпевания. Насколько я знаю, это невозможно: отпевание проводится один раз, в отличие от панихиды по усопшему, которую можно совершать многократно. Нет ли и в этом случае путаницы?
— Действительно, разрешительная молитва — ключевой момент отпевания, а ее чтение дважды и более канонически не стройно. Однако случается, что близкие покойного не знают о намерениях друг друга и заказывают заочное отпевание в разных храмах, тут уж ничего не поделаешь. Жаль, что Светлане Аллилуевой, которая не так давно скончалась, никто не задал этот вопрос.
Как вы думаете, Татьяна Викторовна, почему в наше время так популярны рассказы о том, что Сталин якобы наведывался за советом к святой блаженной Матроне Московской, приказывал обходить Москву крестным ходом с Казанской иконой Богоматери и прочие не имеющие под собой никаких доказательств измышления, которые принято именовать «православным сталинизмом»?
— Предполагаю, что в этом выражается ностальгия части общества в связи с развалом СССР, с утратой нашей страной статуса великой державы, с современным положением в стране «строящегося капитализма» и издержками этого процесса для широких слоев населения.
Совет
Отсюда тяга к наведению порядка «твердой рукой» и одновременно идеализация прошлого. Отсюда же и стремление «освятить» авторитетом наиболее почитаемых в обществе иерархов РПЦ, святых, великомучеников, блаженных личность и деятельность Сталина.
Документально примеры, названные вами, никак не подтверждаются, оставаясь в ряду популярных мифологем. Я ранее пыталась найти подтверждение одной из них, связанной с митрополитом Гор Ливанских Илией (Карамом).
Выяснилось, что к судьбоносным решениям о «церковном возрождении» митрополит отношения не имел, а во время визита в СССР в 1947 году встречи его со Сталиным не было. Красивая легенда, однако, до сих пор будоражит воображение некоторых верующих.
?
amarok_man (amarok_man) wrote,
2018-03-05 17:01:00 amarok_man
amarok_man
2018-03-05 17:01:00 Categories:
Речь Патриарха Алексия I перед панихидой по И.В. Сталину в день его похорон
……………………………………………………………………………………………….
РЕЧЬ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИАЛЕКСИЯ ПЕРЕД ПАНИХИДОЙ ПО И.В.СТАЛИНЕ, СКАЗАННАЯВ ПАТРИАРШЕМ СОБОРЕ В ДЕНЬ ЕГО ПОХОРОНВеликого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало.
Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя.
Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные – его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума.
Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его гениальном руководстве военными действиями, давшими нам победу над сильным врагом и вообще над фашизмом; об его многогранных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами – пространно и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники. Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках.Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством.Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, “в путь всея земли”, горячей молитвой.В эти печальные для нас дни со всех сторон нашего Отечества от архиереев, духовенства и верующих, и из-за границы от Глав и представителей Церквей, как православных, так и инославных, я получаю множество телеграмм, в которых сообщается о молитвах о нем и выражается нам соболезнование по случаю этой печальной для нас утраты.Мы молились о нем, когда пришла весть об его тяжкой болезни. И теперь, когда его не стало, мы молимся о мире его бессмертной души.Вчера наша особая делегация в составе Высокопреосвященного митрополита Николая; представителя епископата, духовенства и верующих Сибири архиепископа Палладия; представителя епископата, духовенства и верующих Украины архиепископа Никона и протопресвитера о. Николая, возложила венок к его гробу и поклонилась от лица Русской Православной Церкви его дорогому праху.Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога. Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом. И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память.
источник :
ОТ ЗАРУБЕЖНЫХ ЦЕРКОВНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ НА ИМЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ С ВЫРАЖЕНИЕМ СОБОЛЕЗНОВАНИЯ ПО СЛУЧАЮ КОНЧИНЫ И. В. СТАЛИНА
ОТ ПАТРИАРХА ВСЕЛЕНСКОГО АФИНАГОРА
Истамбул, 10.III 1953 г.
В эти дни выражаем наше сердечнейшее соболезнование Вашему возлюбленному Святейшеству, Вашему клиру и верующему православному русскому народу. Призываем на Вас милость и благословение Всемогущего Бога.
ОТ ПАПЫ И ПАТРИАРХА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО И ВСЕЯ АФРИКИ ХРИСТОФОРА
Александрия, 7.III 1953 г.
Выражаем соболезнование по случаю кончины Сталина. Желаем Церкви продолжать в согласии и мире ее путь к добрым делам.
ОТ ПАТРИАРХА АНТИОХИЙСКОГО И ВСЕГО ВОСТОКА
АЛЕКСАНДРА
Дамаск, 6.III 1953 г.
Обратите внимание
Весть о безвременной смерти гениального Вождя и создателя могущества великого Советского государства Иосифа Виссарионовича Сталина наполнила наши сердца глубочайшей скорбью.
От своего имени, а также от имени всех верных чад нашей Святой Церкви выражаем Вашему Блаженству, а также Православной Церкви Российской и всем ее верным чадам наши искреннейшие соболезнования по поводу столь тяжелой утраты.
Просим передать Советскому Правительству выражение нашей безмерной скорби и глубокого сочувствия
.
ОТ ПАТРИАРХА РУМЫНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЮСТИНИАНА
Бухарест, 7.III 1953 г.
От имени верующих и служителей алтаря Румынской Православной Церкви, Священного Синода и лично своего заверяем Ваше Святейшество в том, что разделяем всю глубокую боль, которую испытывают советские народы и, вместе с ними, клир и верующие Русской Православной Церкви ввиду утраты выдающегося освободителя народов И. В. Сталина, любимого Вождя Вашего Отечества.
По этому случаю мы вновь вспоминаем, что благодаря освобождению нашей Родины советскими армиями, руководимыми Великим Сталиным, мы могли снова завязать узел давних братских связей между нашими Церквами.
Мы еще больше укрепим солидарность между нами, непрерывно увеличивая наши общие усилия в борьбе в защиту мира, знаменосцем которой являлся Ваш любимый и для всех доброжеланный брат И. В. Сталин.
ОТ НАМЕСТНИКА-ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СВ. СИНОДА БОЛГАРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, МИТРОПОЛИТА КИРИЛЛА
София, 6.III 1953 г.
По случаю кончины Великого Вождя Вашей дорогой могучей Родины, знаменосца мира во всем мире Иосифа Виссарионовича Сталина, от имени Святого Синода Болгарской Православной Церкви и от своего имени высказываем Вашему Святейшеству искренние соболезнования. Вечная память.
ОТ МИТРОПОЛИТА ВАРШАВСКОГО И ВСЕЯ ПОЛЬШИ МАКАРИЯ
Важно
Варшава, 7.III 1953 г.
В эти скорбные дни примите, Ваше Святейшество, глубокое соболезнование от Польской Православной Церкви и от меня лично по поводу тяжелой утраты советского народа в лице его мудрого и любимого Вождя Иосифа Виссарионовича Сталина.
ОТ МИТРОПОЛИТА ПРАЖСКОГО И ВСЕЯ ЧЕХОСЛОВАКИИ ЕЛЕВФЕРИЯ
Прага, 6.III 1953 г.
Прошу Ваше Святейшество и братскую Русскую Православную Церковь принять глубокое сочувствие по поводу кончины незабвенного Иосифа Виссарионовича Сталина. Православная Церковь в Чехословакии, следуя примеру Русской Православной Церкви, умножит свои усилия в деле борьбы за сохранение мира во всем свете, чтя этим светлую память Великого борца за мир.
ОТ МИТРОПОЛИТА ЛИВАНСКОГО ИЛИИ КАРАМА
Бейрут, 6.III 1953 г.
Глубоко взволнован утратой Генералиссимуса Иосифа Виссарионовича Сталина. Шлем Вам наши искренние соболезнования и присоединяемся к Вашим молитвам об упокоении души Великого умершего.
ОТ АРХИЕПИСКОПА КИТАЙСКОГО И ПЕКИНСКОГО ВИКТОРА
Пекин, 6.III 1953 г.
Православные люди Восточно-Азиатского Экзархата потрясены смертью любимого Вождя — Генералиссимуса Иосифа Виссарионовича Сталина. Приносим Вашему Святейшеству, Правительству и всем гражданам Советского Союза чувства глубокого соболезнования по случаю постигшей наше Отечество и народы мира тяжкой, невозвратимой утраты.
ОТ ЕПИСКОПА ШАНХАЙСКОГО СИМЕОНА И ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЕПАРХИАЛЬНОГО СОВЕТА ПРОТОПРЕСВИТЕРА РОГОЖИНА
Шанхай, 9.III 1953 г.
Скорбим о смерти Вождя Сталина. Молимся.
ОТ ЕПИСКОПА ХАРБИНСКОГО И МАНЬЧЖУРСКОГО НИКАНДРА
Харбин, 7.III 1953 г.
Разделяем общее горе. Прошу передать от Епархии чувства соболезнования.
ОТ ГЕРМАНСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Берлин, 6.III 1953 г.
Ваше Святейшество, духовенство, паства, сотрудники и я лично выражаем Вашей Святыне глубокую скорбь и соболезнование по поводу кончины Председателя Совета Министров СССР Генералиссимуса Иосифа Виссарионовича Сталина. Вечная память и вечная слава дорогому, любимому Иосифу Виссарионовичу Сталину.
Архиепископ Борис
ОТ ГЕРМАНСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Иерусалим, 6.III 1953 г.
С чувством глубочайшей скорби узнали о кончине Иосифа Виссарионовича Сталина. Состав Русской Духовной Миссии в Палестине, монахини и паломницы вместе со всем советским народом скорбят о постигшей нашу Родину тягчайшей утрате. Великий светлый образ Сталина всегда будет жить в сердцах наших.
ОТ БЛАГОЧИННОГО РУССКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В ГОЛЛАНДИИ АРХИМАНДРИТА ДИОНИСИЯ
Гаага, 6.III 1953 г.
Приношу Вашему Святейшеству свое глубокое соболезнование по случаю кончины Иосифа Виссарионовича Сталина.
ОТ НАСТОЯТЕЛЯ РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА В БУХАРЕСТЕ ПРОТОИЕРЕЯ СТАТОВА
Бухарест, 7.III 1953 г.
Русская Православная Церковь в Бухаресте с великой скорбью выражает свое соболезнование по случаю внезапной смерти Великого Вождя Советского Союза Иосифа Виссарионовича Сталина. Заверяем Ваше Святейшество в своей преданности любимой Родине, возносим горячие молитвы о ее процветании, мире и благоденствии.
ОТ НАСТОЯТЕЛЯ НИКОЛЬСКОЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ОБЩИНЫ В ХЕЛЬСИНКИ ПРОТОИЕРЕЯ ПАВИНСКОГО
Хельсинки, 7.III 1953 г.
Ваше Святейшество, Церковный Совет Никольской общины почтительнейше просит принять глубокое соболезнование по случаю кончины Генералиссимуса Сталина.
ОТ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОЮЗА СВЯЩЕННИКОВ В БОЛГАРИИ
ИКОНОМА о. ЮЛИЕВА
София, 12.III 1953 г.
Смиренно приношу Вашему Святейшеству и всему русскому духовенству сердечные соболезнования болгарских православных священников по случаю неоценимой потери, постигшей братский русский народ и Русскую Православную Церковь со смертью Великого Сталина, нашего всегдашнего вдохновителя в нашей борьбе за мир и согласие во всем мире.
ОТ АРХИЕПИСКОПА КЕНТЕРБЕРИЙСКОГО ДЖОФФРИ
Лондон, 6.III.1953 г.
Возношу молитвы и выражаю Русской Православной Церкви и советскому народу искреннее сочувствие по поводу кончины Вашего вождя. Да подкрепит Святой Дух Божий Ваш дух и да направит Он Ваши шаги по пути мира и взаимопонимания.
ОТ ГЛАВЫ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКОЙ ЦЕРКВИ ГЕРМАНИИ, ЕПИСКОПА ДИБЕЛИУСА
Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало.
Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила,
в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя. Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомлённости в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные — его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума.
Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его гениальном руководстве военными действиями, давшими нам победу над сильным врагом и вообще над фашизмом;
об его многогранных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами — пространно и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники. Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках. Совет
Мы же, собравшись для молитвы о нём, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством.
Память о нём для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь,
«в путь всея земли», горячей молитвой.
В эти печальные для нас дни со всех сторон нашего Отечества от архиереев, духовенства и верующих, и из-за границы от Глав и представителей Церквей, как православных, так и инославных, я получаю множество телеграмм, в которых сообщается о молитвах о нём и выражается нам соболезнование по случаю этой печальной для нас утраты.
Мы молились о нём, когда пришла весть об его тяжкой болезни. И теперь, когда его не стало, мы молимся о мире его бессмертной души.
Вчера наша особая делегация в составе Высокопреосвященного митрополита Николая; представителя епископата, духовенства и верующих Сибири архиепископа Палладия; представителя епископата, духовенства и верующих Украины архиепископа Никона и протопресвитера о. Николая, возложила венок к его гробу и поклонилась от лица Русской Православной Церкви его дорогому праху.
Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога.
Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом. И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу
мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память.
1953. № 4. С. 3.
Версия для печати
Речь патриарха перед панихидой по Сталину
Речь Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия перед панихидой по И. В. Сталину, сказанная в Патриаршем соборе в день его похорон (9.03.1953 г.).
Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя.
Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные – его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума.
Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его гениальном руководстве военными действиями, давшими нам победу над сильным врагом и вообще над фашизмом; об его многогранных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами пространно и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники. Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках.Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы.
И много доброго и полезного благодаря его высокому авторитету сделано для нашей Церкви нашим Правительством.Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, «в путь всея земли», горячей молитвой.В эти печальные для нас дни со всех сторон нашего Отечества от архиереев, духовенства и верующих, и из-за границы от Глав и представителей Церквей, как православных, так и инославных, я получаю множество телеграмм, в которых сообщается о молитвах о нем и выражается нам соболезнование по случаю этой печальной для нас утраты.Мы молились о нем, когда пришла весть о его тяжкой болезни. И теперь, когда его не стало, мы молимся о мире его бессмертной души.Вчера наша особая делегация в составе Высокопреосвященного митрополита Николая; представителя епископата, духовенства и верующих Сибири архиепископа Палладия; представителя епископата, духовенства и верующих Украины архиепископа Никона и протопресвитера о. Николая возложила венок к его гробу и поклонилась от лица Русской Православной Церкви его дорогому праху.Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога. Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом. И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память.Журнал Московской Патриархии. 1953, № 4. С. 3.
Эвон.
– Интересно, у него сердце кровью не обливалось, когда он говорил «не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам.
Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы.
Обратите внимание
И много доброго и полезного благодаря его высокому авторитету сделано для нашей Церкви нашим Правительством»?
– Зачем ему врать? Он правду говорил. Тем более что помнил, как было в революцию и что стало потом.
– Нужно провести эксгумацию могилы Сталина, если тело нетленное, то непременно канонизировать!
– Полагаю, сначала должен замироточить бюст у Кремлевской стены.
– Ты считаешь, что патриарх не «лизнул» по привычке, а от чистого сердца такую речь двинул?
– Ты, это, тогдашнюю ситуацию с церковью хорошо представляешь? Или только на уровне «лизнул»?
– Я плохо представляю. Буду рад пояснениям.
– В ходе революционных преобразований представители Церкви не перешли на сторону большевиков так же решительно, как сейчас на сторону Ющенко. Более того, многие деятели Церкви активно принимали участие в борьбе с новой властью.
В те времена за это просто простреливали бошки, причем стремительно, без суда и следствия. В результате огромное количество священнослужителей физически уничтожили, в большинстве – которые вообще не при делах.
Товарищ Сталин революционный угар подавил единственным возможным способом – уничтожил наиболее ярых революционеров. При этом, понятно, как и в первом случае, под раздачу попало много непричастных.
Ну а потом товарищ Сталин стал возвращать Церкви всякое, ибо был к ней серьезно причастен. Хотя, понятно, наиболее верна точка зрения советских интеллигентов: это он из страха перед советской интеллигенцией суетился.
– С ситуацией знаком поверхностно, но после подрывов храмов и «религия – опиум для народов» как-то не верится в искренность патриарха. Я про благодеяния Сталина церкви.
– Камрад, часом, не Сталин лично там бочки с динамитом закатывал? Ну и вдогонку – чем объясняешь такое равнодушие населения к актам вандализма?
– А у Сталина вообще какие-нибудь недостатки были?
– Ну, вообще-то, он был свирепый тиран. Однако в аспекте вождя как-то не ясно, это недостаток или достоинство.
– «Братья и сестры» – сказал даже как-то.
– Это не в религиозном смысле. Это скорее про тех, кто остался за линией фронта. У него это специфическое выражение было, про братьев и сестер.
– Мне один батюшка говорил, что, когда фашисты совсем близко к Москве подошли, по приказу Сталина специальный самолет летал над местами боев с чудотворной иконой, забыл, правда, какой.
– А батюшка лично ее в люк высовывал, являя чудотворный лик ох…вшим от ужаса немецко-фашистским захватчикам.
– Я вот этот миф уже лет десять слышу. Кто его придумал? И зачем?
– Ну не мог же проклятый упырь победить в самой страшной войне человечества сам, своими мозгами? Ясен пень – полетали с иконой, и Гитлеру кранты. Главное – икону подобрать хорошую. Вот Ельцин не смог подобрать, и страна почти накрылась. А ведь какой хороший был, киборг.
– Еще в 2001 году один ветеран, который служил в охране Сталина, рассказывал о том, как по приказу Сталина Москву (во время ее обороны) облетал самолет с иконой Казанской Божьей Матери.
– До этого не он рассказывал, как Берия насиловал школьниц и уничтожал трупы в камнедробильной машине в подвале своего особняка?
– Люди не столь просты и не оцениваются только по поступкам.
– Дурак ты, прости господи. Люди оцениваются только по поступкам. Можешь сколько угодно сидеть и п. деть на кухне, как советский интеллигент. Это ровным счетом ничего не меняет и ни на что не влияет. Влияют только поступки. Как это там: по делам их познаешь их.
– Церкви взрывали и сносили, попов расстреливали и страну разграбляли при Ленине, а виноватым сделали Сталина.
– Будто где-то бывают гражданские войны без разрушений и разграблений.
– После Ленина Сталину осталась разрушенная страна, а после себя Сталин оставил империю номер два, а по темпам развития – номер один. Работал круглыми сутками. После смерти из личных вещей осталась пара кителей да пара сапог.
– То есть это что получается? Он что, ни одной нефтяной скважины не приватизировал? И дети его в Кембридже не учились, что ли? И в грузовик со сторублевками из кремлевского окна по приколу не прыгал?
– Дмитрий, а кто прыгал-то? Скажи для расширения кругозора.
– Ну, я. А что? Это известная шутка, камрад, бандитская. Когда денег становилось совсем невпроворот (в перестройку их с точек привозили в коробках от телевизоров), постоянно оглашалось предложение возить в самосвалах, а когда будут привозить – прыгать в деньги из окон, потому что прикольно.
– Никто не знает, рассекречены ли архивы НКВД (репрессии и все такое)?
– Это еще зачем? Публикация подобных документов может подорвать основы демократии.
– Все давно раскрыто…
– Ты лично раскрывал, камрад?
– Великий атеист, человек, виновный в беспощадных преследованиях, приведших к смерти десятки тысяч людей на Земле.
– Ну сам же видишь, что брехня. На самом деле он убил 100 миллионов везде. И сожрал.
– Патриарх Алексий II, который не смог сам вести панихиду по Ельцину, «от имени Русской православной церкви и верующих» передал родным и близким экс-президента, «России и нашему народу» «глубокое соболезнование по случаю кончины первого президента России Бориса Николаевича Ельцина». По словам Алексия II, «в судьбе Бориса Николаевича отразилась вся драматическая эпоха XX века». «Будучи сильной личностью, он принял на себя ответственность за судьбу страны в трудное и опасное время радикальных перемен», – поведал патриарх.
– Сам факт, что патриарх не присутствовал, уже откровенный посыл в известном направлении. Остальное – просто шаблон на случай смерти любого.
– Дмитрий Юрьевич, может, ты в курсе, откуда растут ноги у байки про вскрытие могилы Тамерлана как основной причины Великой Отечественной войны? Слышал об этом не раз, мол, строго согласно древнему преданию, как только советские археологи вскрыли могилу Тамерлана, тут война-то и началась. Типа сразу и вдруг.
– Такое бывает даже с черными кошками, не то что с Тамерланом.
– Дмитрий Юрьевич, я вот чего подумал: вы – человек знающий во многих областях; судя по количеству человек, посещающих ваш сайт, обладаете немалой харизмой; относительно молоды. Вы не хотели бы пойти в политику? Я в том плане, что для страны может сделать гораздо больше политик (все же уровень другой), чем автор одинокого блога в Сети.
– Мне, камрад, интересно заниматься другим. Глядишь, дураков хоть немного меньше будет. А потом уже не-дураки новое строить будут.
– Читал где-то, что во время войны церкви порой взрывали наши совсем не из-за борьбы с религией, а для военных целей. В них типа фашисты любили огневые точки устраивать. Не знаю, правда оно или нет.
– Это да, это обязательно. Ведь большевики ни одного дома не построили, по стране только церкви каменные и были. Поэтому пришлось все взорвать, чтобы немцам не достались.
– Патриарх и Сталин делали одно дело – служили вверенному им Богом народу!
– Так точно.
– А есть ли у кого-нибудь информация, где и как участвовали священнослужители непосредственно в боевых действиях?
– С боевыми кадилами.
– У меня во время коллективизации двоюродного прадеда расстреляли прямо во дворе собственного дома.
А родного прадеда приговорили тоже, но он смыться смог; когда опять поймали, уже ситуация изменилась, и получил только десять лет.
Не подумайте, что спорю со статистикой! Нисколько! Просто интересуюсь, в каких списках смотреть, может, подскажете? Как я понимаю, это не ГБ ведь?
– Как правило – односельчане.
РЕЧЬ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ ПЕРЕД ПАНИХИДОЙ ПО И.В. СТАЛИНЕ, СКАЗАННАЯ В ПАТРИАРШЕМ СОБОРЕ В ДЕНЬ ЕГО ПОХОРОН 9 марта 1953 года
Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная; сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя.
Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные — его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума.
Важно
Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его гениальном руководстве военными действиями, давшими нам победу над сильным врагом и вообще над фашизмом; об его многогранных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами — пространно и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники. Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках.
Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством.
Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в его последний путь, «в путь всея земли», горячей молитвой.
В эти печальные для нас дни со всех сторон нашего Отечества от архиереев, духовенства и верующих, и из-за границы от Глав и представителей Церквей, как православных, так и инославных, я получаю множество телеграмм, в которых сообщается о молитвах о нем и выражается нам соболезнование по случаю этой печальной для нас утраты.
Мы молились о нем, когда пришла весть об его тяжкой болезни. И теперь, когда его не стало, мы молимся о мире его бессмертной души.
Вчера наша особая делегация, в составе: Высокопреосвященного Митрополита Николая; представителя Епископата, духовенства и верующих Сибири, архиепископа Палладия; представителя Епископата, духовенства и верующих Украины, архиепископа Никона и протопресвитера о. Николая, возложила венок к его гробу и поклонилась от лица Русской Православной Церкви его дорогому праху.
Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога. Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом.
И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память.
РЕЧЬ ПАТРИАРХА ПЕРЕД ПАНИХИДОЙ ПО СТАЛИНУ
09.01.08
Речь Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия перед панихидой по И.В. Сталину, сказанная в Патриаршем соборе в день его похорон (9.03.1953 г.).
Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя.
Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные — его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума.
Совет
Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его гениальном руководстве военными действиями, давшими нам победу над сильным врагом и вообще над фашизмом; об его многогранных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами пространно и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники. Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках.
Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного благодаря его высокому авторитету сделано для нашей Церкви нашим Правительством.
Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, «в путь всея земли», горячей молитвой.
В эти печальные для нас дни со всех сторон нашего Отечества от архиереев, духовенства и верующих, и из-за границы от Глав и представителей Церквей, как православных, так и инославных, я получаю множество телеграмм, в которых сообщается о молитвах о нем и выражается нам соболезнование по случаю этой печальной для нас утраты.
Мы молились о нем, когда пришла весть о его тяжкой болезни. И теперь, когда его не стало, мы молимся о мире его бессмертной души.
Вчера наша особая делегация в составе Высокопреосвященного митрополита Николая; представителя епископата, духовенства и верующих Сибири архиепископа Палладия; представителя епископата, духовенства и верующих Украины архиепископа Никона и протопресвитера о. Николая возложила венок к его гробу и поклонилась от лица Русской Православной Церкви его дорогому праху.
Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога. Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом. И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память.
Журнал Московской Патриархии. 953, № 4. С.3.
Эвон.
— Интересно, у него сердце кровью не обливалось, когда он говорил «не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного благодаря его высокому авторитету сделано для нашей Церкви нашим Правительством»?
— Зачем ему врать? Он правду говорил. Тем более что помнил, как было в революцию и что стало потом.
— Нужно провести эксгумацию могилы Сталина, если тело нетленное, то непременно канонизировать!
— Полагаю, сначала должен замироточить бюст у Кремлевской стены.
— Ты считаешь, что патриарх не «лизнул» по привычке, а от чистого сердца такую речь двинул?
— Ты, это, тогдашнюю ситуацию с церковью хорошо представляешь? Или только на уровне «лизнул»?
— Я плохо представляю. Буду рад пояснениям.
— В ходе революционных преобразований представители Церкви не перешли на сторону большевиков так же решительно, как сейчас на сторону Ющенко. Более того, многие деятели Церкви активно принимали участие в борьбе с новой властью.
В те времена за это просто простреливали бошки, причем стремительно, без суда и следствия. В результате огромное количество священнослужителей физически уничтожили, в большинстве — которые вообще не при делах.
Обратите внимание
Товарищ Сталин революционный угар подавил единственным возможным способом — уничтожил наиболее ярых революционеров. При этом, понятно, как и в первом случае, под раздачу попало много непричастных.
Ну а потом товарищ Сталин стал возвращать Церкви всякое, ибо был к ней серьезно причастен. Хотя, понятно, наиболее верна точка зрения советских интеллигентов: это он из страха перед советской интеллигенцией суетился.
— С ситуацией знаком поверхностно, но после подрывов храмов и «религия — опиум для народов» как-то не верится в искренность патриарха. Я про благодеяния Сталина церкви.
— Камрад, часом, не Сталин лично там бочки с динамитом закатывал? Ну и вдогонку — чем объясняешь такое равнодушие населения к актам вандализма?
— А у Сталина вообще какие-нибудь недостатки были?
— Ну, вообще-то, он был свирепый тиран. Однако в аспекте вождя как-то не ясно, это недостаток или достоинство.
— «Братья и сестры» — сказал даже как-то.
— Это не в религиозном смысле. Это скорее про тех, кто остался за линией фронта. У него это специфическое выражение было, про братьев и сестер.
— Мне один батюшка говорил, что, когда фашисты совсем близко к Москве подошли, по приказу Сталина специальный самолет летал над местами боев с чудотворной иконой, забыл, правда, какой.
— А батюшка лично ее в люк высовывал, являя чудотворный лик ох…вшим от ужаса немецко-фашистским захватчикам.
— Я вот этот миф уже лет десять слышу. Кто его придумал? И зачем?
— Ну не мог же проклятый упырь победить в самой страшной войне человечества сам, своими мозгами? Ясен пень — полетали с иконой, и Гитлеру кранты. Главное — икону подобрать хорошую. Вот Ельцин не смог подобрать, и страна почти накрылась. А ведь какой хороший был, киборг.
— Еще в 2001 году один ветеран, который служил в охране Сталина, рассказывал о том, как по приказу Сталина Москву (во время ее обороны) облетал самолет с иконой Казанской Божьей Матери.
— До этого не он рассказывал, как Берия насиловал школьниц и уничтожал трупы в камнедробильной машине в подвале своего особняка?
— Люди не столь просты и не оцениваются только по поступкам.
— Дурак ты, прости господи. Люди оцениваются только по поступкам. Можешь сколько угодно сидеть и п…деть на кухне, как советский интеллигент. Это ровным счетом ничего не меняет и ни на что не влияет. Влияют только поступки. Как это там: по делам их познаешь их.
— Церкви взрывали и сносили, попов расстреливали и страну разграбляли при Ленине, а виноватым сделали Сталина.
— Будто где-то бывают гражданские войны без разрушений и разграблений.
— После Ленина Сталину осталась разрушенная страна, а после себя Сталин оставил империю номер два, а по темпам развития — номер один. Работал круглыми сутками. После смерти из личных вещей осталась пара кителей да пара сапог.
— То есть это что получается? Он что, ни одной нефтяной скважины не приватизировал? И дети его в Кембридже не учились, что ли? И в грузовик со сторублевками из кремлевского окна по приколу не прыгал?
17
Современные инсталляции для унитазов становятся все более популярными благодаря эстетике, удобству и функциональности. С их…
Важный этап в процессе передачи владения недвижимостью – оформление соответствующих бумаг. От них зависит законность…
Значит, скважина на участке — штука реально нужная, без неё никуда. Вода, как-никак, вещь первой…
Подвесные светильники – осветительные приборы, которые правильно располагать на некотором расстоянии от потолка. В качестве…
Душевые кабины из стекла – удобная вещь для комфортного приема душа. Все больше людей устанавливают…
Проведение многих строительных работ связано с обработкой грунта. Для перемещения камней, песка и щебня привлекают…
This website uses cookies.