- Автор: daniil
- Распечатать
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Категория: Каталог техникиМетки: ликвидация аварии, техника, ЧАЭС
Робот – ДУА
Пожалуй, единственным положительным последствием радиационной катастрофы на ЧАЭС 1986 года является то, что авария послужила мощным импульсом развития гражданской робототехники в СССР.
На момент аварии оказалось, что в стране первой запустившей человека в космос, обладающей мощнейшей научной базой по разработке автоматических аппаратов для покорения Луны и Марса, отсутствовали роботы и роботизированные средства способные помочь человеку в чрезвычайных ситуациях на земле.
Роботы – способные войти в горящее здание или обследовать участки с высоким радиационным фоном не разрабатывались и не производились. Чернобыльская авария открыла глаза и на эту проблему.
Оказалось, что часть работы по очистке (дезактивации) зданий Чернобыльской АЭС просто невозможно выполнить без автоматических, дистанционно-управляемых систем – уровни радиационного загрязнения исключали присутствие человека. Также роботы требовались и после эпохального строительства укрытия над разрушенным реактором.
Робот магнитоход на ЧАЭС
Радиационно-опасный Саркофаг требовал изучения состояния внутренних конструкций. Выполнить эту работу было чрезвычайно сложно. Уровни радиационного фона во внутренних помещениях Саркофага составляли десятки и сотни Рентген, что требовало применения специальных роботов для разведки. Впоследствии эти системы так и стали называться – робот-разведчик.
Проектированием и испытанием роботов для Чернобыля занималось большое количество ученых, институтов и конструкторских бюро. Над созданием роботизированных комплексов объединялись коллективы многих институтов. В реальных условиях Саркофага испытывались как отечественные, так и зарубежные роботы (изготовленные в Германии, Японии, США).
За послеаварийный период у многих был накоплен значительный опыт разработки роботов для применения при возникновении ЧП радиационного характера. Сегодня значительная часть разработок забыто, часть роботостроительных коллективов прекратили свое существование, а их богатый опыт утерян.
Но часть институтов, особенно в России и сегодня занимаются созданием многоцелевых роботов для работы в чрезвычайной обстановке.
Робот “Пионер”
Как правило, такие роботы берутся на вооружение МЧС России (но об этом поговорим в отдельной статье).
К сожалению, за прошедшее время после аварии не проводилась систематизация и обобщение всех типов роботов разработанных за 20-ти летний период существования Саркофага, отсутствует исторический анализ выполняемых ими работ в Саркофаге.
А ведь сделано было немало и задумывалось еще больше — даже были проекты (планы) создания целых робототехнических комплексов, которые состояли из нескольких десятков разных типов роботов! Эти роботы должны были в автоматическом режиме выполнить разбор Саркофага, вынуть из реактора и других помещений высокоактивные материалы и упаковать их в специальные контейнеры. Но, к сожалению, в середине 90-х прошлого века, тема «забуксовала». Хотя опытные образцы роботов для чернобыльского Саркофага все еще разрабатываются в одном из институтов.
Но вернемся к началу.
Для потребностей ликвидации аварии создавались разные роботы – в зависимости от вида поставленной задачи (радиационная разведка, теле- и фотосъемка, отбор образцов радиоактивных материалов и много другое) условий работы (открытое пространство, коридоры и коммуникации в объекте «Укрытие») и т.д. Перечень основных институтов занимавшихся разработкой роботов и робототехнических комплексов для Чернобыльской АЭС в 1986 году:
Роботы проектировались, как на этапе острой фазы аварии (первые месяцы после аварии), так и в «мирное» время.
В связи с этим, в развитии чернобыльского роботостроение можно выделить несколько этапов – этап использования роботов в острый период ликвидации аварии, этап развития робототехники для разведки и изучения Саркофага и этап проектирования роботов для превращения Саркофага в экологически безопасную систему (по сути эти системы должны были разобрать и захоронить Саркофаг и радиоактивные материлы). Хотя этапы выделены условно, но они отображают общую тенденцию к изменению требований к роботам разрабатываемых и применявшихся для Чернобыля.
Специалисты отмечают, что накопленный опыт использования роботов на ликвидации аварии на ЧАЭС способствовал появлению нового направления в робототехнике, которое получило название «экстремальная робототехника». Сегодня «экстремальная робототехника» охватывает ряд важных областей человеческой деятельности – роботы применяются для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Роботы изучают труднопроходимые и опасные участки, используются для проведения спасательных работ, выполняют сложные технологические операции, а также используются для работы под водой.
Автор чернобыльский роботов и фото — ИПБ АЭС НАНУ (г.Чернобыль)
Основные задачи для роботов в 1986 году заключались в проведении радиационной разведки, разборе завалов разрушенного реактора и захоронении радиоактивных материалов.
Такие работы выполнялись, как на кровле ЧАЭС, так и на прилегающих к разрушенному блоку территориях, где в основном роботы привлекались для дезактивации и захоронения радиоактивных материалов.
Чернобыльский робот должен был способен работать в условиях высоких уровней радиационных полей, должен был обладать способностью передвигаться по сложным поверхностям (с наличием завалов и препятствий), а также должен был поддаваться осмотру, ремонту и дезактивацией оборудования и систем робота. По данным Юревича Е.
И, на ликвидации аварии было задействовано около 15 типов модульных роботов, которые имели разное назначение. Легкие роботы — роботы-разведчики использовались для изучения радиационной обстановки в помещениях Саркофага, тяжелые роботы — технологические роботы предназначавшиеся для уборки (дезактивации) территории. На видео представлена работа робота на кровле ЧАЭС в 1986 году.
Далеко не все роботы, которые пытались привлечь к ликвидации аварии были способны выполнить поставленные задачи и провести необходимые работы. Большинство роботов оказалось непригодными для работы в условиях ЧАЭС.
Например, радиоуправляемый бульдозер амфибия «KOMATSU», который был способен работать даже на морском дне – не выдержал радиационных нагрузок и быстро вышел из строя. По существующей информации марка бульдозера «Komatsu D-355W».
Непригодным для работы в таких жестких радиационных условиях оказались и два немецких робота MF-2 MF-3.
Фото – Робот СТР-1 выполнявший работы на кровле ЧАЭС
Наиболее известные марки роботов применявшиеся на ЧАЭС в 1986 году:
По некоторым данным, на ликвидации аварии был применен совмещенный тип использования разных типов роботов. Легкий робот-разведчик обслуживал работу выполняемую тяжелыми (технологическими) роботами.
Обеспечивал динамическую визуализацию рабочей площадки для оператора тяжелого робота, а также давал возможность контроля за выполнением работ.
Но в большинстве легкие роботы использовались по своему прямому назначению – разведка и проведение видео, фото и гамма- съемки в помещениях 4-го блока Чернобыльской АЭС.
Накопленные знания по использованию роботов для ликвидации аварии на ЧАЭС позволили понять и выявить проблемы стоящие перед экстремальной робототехникой. В частности конструкторы роботов пришли к выводу, что для роботов, которые применяются в экстремальных ситуациях необходимо улучшать качество силовых систем.
По сути, это главная проблема современной робототехники, требующей разработки новых физических подходов к решению задач управляемого движения (новые способы передвижения роботов) и новых подходов в обеспечении робота электроэнергией. Важной проблемой использования роботов на ЧАЭС являлось дистанционное управление.
Эта проблема требует развитие способов надежного дистанционного и телеуправления.
Также необходимо усовершенствование интеллектуальных возможностей систем автономного управления роботом, что напрямую связано с разработками по созданию искусственного интеллекта.
Всем привет!
Наконец тот пост, о котором вы все просили. Я расскажу о робототехнике и транспорте на ДУ (дистанционном управлении). А еще я таки сделал защитные знаки на каждом фото, чтобы легко можно было определять, кто “скомуниздил” без спроса пост, кроме тех, кто действительно попросил.
Да, я также не имею никаких прав на текст и фото, но кому приятно, когда его труд выкладывают хрен пойми где под своим авторством? Никому. Я же теперь в правом верхнем углу ставлю обозначение VZ86, от сокращения моего никнэйма VadimZoorgut86. Скажу сразу = это мое имя, город и код города по а/м вместе взятые.
Ну что, погнали.
Роботы на крыше 4 блока. Только одни биороботы с живой начинкой, а другой с электронной. Как бы цинично и некрасиво это не звучало, но это так… Мне и самому такое не приятно писать.
Бетононасосы
Защита от радиации
Гражданские машины
Гусеницы вместо колес
Краны
В небе над АЭС
Бетоновозы
БТР и БРДМ
Автобусы
Пожарные машины
Техника во время ликвидации
Грузовые автомобили
Ж/д транспорт
Люди
Первостепенной задачей при оценки и начале ликвидации катастрофы было удаление, сборка и захоронение мусора и “огрызков” ТВЭЛов. Из-за высоких фонов радиации вокруг станции использование труда человека было крайне нежелательным, это все же понимали и старались как можно меньше свети это к минимуму.
Определение уровней и площадей загрязнения роботу точно не поручишь — тихоходен, невозможность пройти через завалы и его вес.Авария на Чернобыльской АЭС породило рост подготовки и разработки, а также изучения, новых роботов, которые способны выполнять работы в условиях не пригодных для людей.
Да и роботы были совершенно разными — от собственной конструкции, до использования готовых импортных роботов и “вколхаживание” управления на технику.
Все начиналось с игрушки.
Те роботы, что были у советских специалистов, оказались непригодными для использования их в условиях повышенной радиации, поэтому началась разработка принципиально новой техники, которая могла бы делать все. Агрегаты застревали в развалинах, из-за высокого уровня радиации они «сходили с ума», поскольку радиационные поля создавали помехи в электронных схемах, а кроме того, из-за подъема радиоактивной пыли при движении их было невозможно дезактивировать без риска для персонала. Поэтому исследователям поначалу пришлось на месте из подручных материалов создавать роботов своими руками. Одним из самых известных примеров самодельных роботов стал пластмассовый игрушечный танк с кабельным пультом управления. Кабель заменили на более длинный, установили на игрушку дозиметр, измеритель температуры и закрепили мощный фонарь. По словам создателей, он стал чем-то вроде «охотничьей собаки», которая могла бежать на «поводке» перед исследователями, предупреждая их об опасности. Что немаловажно, он довольно легко отмывался от радиоактивности и смог прослужить до весны 1987 года, после чего был захоронен на блоке. А принцип вынесения электронной начинки в безопасную зону при помощи кабеля в будущем лег в основу специализированных агрегатов.
Исследование в 4 блоке.
Где-то в блоке. Обычно, такие роботы долго не жили — начинка сгорала от уровня радиации, но тут все же на кабеле, большую часть он сделать мог.
Создавали роботы те люди, которые уже имели какой-то опыт, что естественно, а именно исследователи космоса.
Этот робот СТР-1 (ссылка на его характеристики) разрабатывался коллективом инженеров под руководством Кемурджиана Александра Леоновича. Отметим, что коллектив возглавляемый Кемурджианом А. Л. являлся автором создания и эксплуатации на Луне самоходных шасси луноходов, по программе «Луноход-1», в 1970 году, и «Луноход-2» в 1973 году. Ими были созданы аппараты для исследования поверхности Луны, Марса и Венеры.
Часть роботов была оборудована телекамерами, которые передавали картинку местности, где он ездил. И были они не очень большими по размеру, главное, чтобы ездили. На таких часто ставили гусеницы, чтобы легче было преодолевать неровности крыши.
Тут вам и пример робота и вид крыши.А вот большая же часть роботов была оборудована куда сильнее, в плане его предназначения. Обязательным условием работы было наличие камеры, отвала и отдельного блока со всеми “мозгами”.
Проблема была в другом — начинка была все также недостаточно защищена. И были на то причины — занижали уровни фона, несовершенство технологии (вот тут уже действительно без разницы — импортный или советский), а также сама защита блока электроники.
Отсюда частое горение потрохов и выход из строя.
Для потребностей ликвидации аварии создавались разные роботы – в зависимости от вида поставленной задачи (радиационная разведка, теле- и фотосъемка, отбор образцов радиоактивных материалов и много другое) условий работы (открытое пространство, коридоры и коммуникации в объекте «Укрытие») и т.д.
А вот перечень основных институтов занимавшихся разработкой роботов и робототехнических комплексов для Чернобыльской АЭС в 1986 году:
ВНИИ «Трансмаш»;ВНИИАЭС;НПО «Энергия»;МГТУ имени Н.Э.
Баумана;Государственный институт физико-технических проблем;ЦНИИ робототехники и технической кибернетики;ИФТП;“Пролетарский завод”;НПО “Источник”;НПО “Электронмаш”;ГОИ;НИИ телевидения;
Киевский институт автоматики
У них роботы то разрабатывались в мирное время, а время Чернобыля несколько иным. И условия работы тоже. И вот те роботы, которые трудились у блока. Меня удивляет, что некоторая их часть просто брошена где-то в отдалении. Фон у них довольно высок, для здоровья вредно, мягко говоря, а они стоят и ржавеют.
Такой же робот СТР-1. С его помощью с крыши поврежденного реактора и крыши машзала счищали все. Находящийся отвал сгребал мусор и обломки ТВЭЛов и скидывал их в развал шахты, в жерло Ада.
Вот еще пример робота бульдозера. Ковшом он собирал все тот же мусор. В кинохронике не попадется.
Такими управляемыми передвижными руками (гусеницы уже сперли), захватывали куски наиболее фонящего куска чего-либо (когда фонит, уже действительно все равно, главное его утилизировать) и складывал в контейнер. Неоценимая помощь, чем хватать сотни рентген руками и бросать в ящик. Хотя солдаты на крыше этим и занимались же, в итоге…
Тоже робот в рукой манипулятором.
Про этот робот прочтите здесь.
Робот для разведки японской фирмы *Коматсу*. Мог ползать везде, только мирный атом оказался не по зубам чудищу заморскому. По рассказу ликвидатора, живчик тот еще был.
То, про что я говорил. Его не захоронили, он просто стоит под открытым небом.
Еще про советских роботов вы можете узнать, пройдя по этой ссылке.
Но и помимо обычных роботов в ходе ЛПА использовались и машины, оборудованные радиоуправлением. Задача все также — зачистка территории. Об одном таком уникальном транспорте инженерном роботизированном комплексе «Клин-1» на базе ИМРа можете прочесть здесь. Почему я даю ссылки? Просто копировать уже не хочу, а всю информацию брать тоже не есть хорошо.
Клин-1.
Обычно, делали на управлении трактора и соответствующую технику, у которой есть хотя бы отвал или его можно приделать. Поэтому в кабине машины устанавливался модуль, который управлялся через рычаги, мозги и прочее необходимое оборудование. Что еще было сделано — защита от радиации. При управлении через пульт, техника не была такой маневренной, “тормозила”, требовалась оперативность. Поэтому частенько такие машины вручную подгоняли насколько возможно, а потом оператор транспорта быстро сваливал, только пятки сверкали, в более защищенную машину оттуда управлял “подопечным”.
Обычная 130-ка с необычной, кустарной, кабиной. Под стенами Саркофага убирали зараженную землю и прочий мусор. По итогу захоронены на Буряковке.
БАТ-М снимает зараженный слой. И такие могли быть на дистанционном управлении, особенно на промплощадке то.
В процессе создания очередного труженика.
Недалеко от промплощадки, в районе 1 блока. Наиболее часто встречающиеся в хронике и где-либо *Коматсу
ИМРы чаще всего использовали — есть манипулятор, которым удобно захватывать, есть отвал. Остается только защитить кабину и вперед на атом.
К сожалению, все пошло не так, как предполагалось. Роботы несомненно выполняли свою поставленную задачу, но они умирали, как погибали первые ликвидаторы.
Если их использовать вот так, то ход работы сильно замедлится, да и последняя надежда на робота “Джокера” так и померла на крыше, сделав всего пару шажков. Застрял, так еще и начинка сгорела.
А все почему? Занизили уровень радиации и чопорность жителей Германии (нет в них такого, чтоб с запасом, не в обиду вам).
Затем на крышу вышли биороботы. Безымянные герои, которые лопатами и ломами вычистили все от мусора. Отцами они оставались, только уровни той радиации на крыше напрочь все убивал, орган свой по назначению уже использовать не имело смысла.
Спасибо за внимание и до встречи!
В отличие от предыдущих частей, в этой я остановлюсь на более специфической – технике. Почему это актуально? Да потому, что именно там, в ЧЗО, человечество впервые задумалось о “технике судного дня”.
Вы будете удивлены, но в мире до 1986 года практически не существовало специальных машин и роботов, способных эффективно исполнять задачи в условиях сверх высоких уровней радиации. То, что было у военных, – не более чем машины радиационной разведки и разграждения.
А на взорвавшейся АЭС нужны были краны, тракторы, манипуляторы, бетономешалки, осветители, самосвалы и стенобои. Часто эта техника была уникальна и собрана всего в одном экземпляре. Рассказать обо всех типах техники в ЧЗО в формате блога просто невозможно, так как это скорее раздел науки, нежели поле работы блогера. Потому только самое интересное.
Начну с того, что ещё можно встретить в Зоне. Техники, по различным причинам уцелейвшей, с каждым годом становится всё меньше. То, что было своего времени поставлено в радиационные отстойники – уже успешно распилено. То, то было брошено и забыто – большей частью разбирается мародёрами. Неудивительно, что целых машин, даже очень грязных, сейчас не найти.
Вот такой кузов топливозаправщика стоит возле ЗГРЛС “Дуга”. Пожарная машина – возле ВНЗ “Круг”. Под Копачами есть троллейбус. Это “эхо” непосредственно событий 1986 года. Ещё раз напомню – заброшенной техники в рабочем состоянии (или вообще в состоянии неметалоллома) в ЧЗО нет.
Многие будут удивлены, узнав, что при ликвидации использовались самоходные артиллерийские установки ИСУ-152. Такие же в 1945 брали Берлин. Да, конечно, чернобыльские ИСУшки не военного производства (скорее всего выпусков 1950 гг.). Это мощная и грозная САУ применялась в Зоне для разрушения стен и построек.
Легенду о том, что ИСУ-152 должны были стрелять бетонобойным снарядом по реакторным помещениям для создания отверстий я лично полностью отвергаю.Ю. Щербак в документальной повести “Чернобыль” писал о запрете даже крупнокалиберные пулемёты использовать в этих целях. Что уж и говорить о 152-мм болванке, способной разнести в щепу небольшой дом.
Строительство даже первого саркофага было беспрецедентным в истории. Бетон нужно было лить в специальные короба на высоту почти в 22 этажа! Работы же не прекращались даже ночью. Однако телеуправляемые краны ночью приходилось останавливать: они просто слепли. Огромную махину станции нужно было освещать.
Из-за уровней радиации и невозможности установки прожекторов на вентиляционной трубе, инженеры решились на оригинальный шаг – осветительные приборы подвесили под военный аэростат ДКБА. А тот расположили прямо над пострадавшим блоком. Под конец строительства аэростат уже изрядно “светился” сам, а потому был захоронен в близлежащем могильнике.
Вот такие БРДМ-2 (БРДМ-2РХ), часто ещё с маркерами в виде жёлтых флажков, использовались в ЧЗО в качестве машин разведки. Забуксовав, экипаж мог задействовать 4 дополнительных колеса, выдвигающихся из корпуса. Да-да – забуксовав в зараженом месте в 1986 году можно было легко попрощаться со здоровьем.
В Припяти и на территории самой станции активно снимали грунт, срезали зараженые дороги. По понятным причинам везде стояла грязь, а в дождь песчаные колеи быстро раскисали. Потому проходимость наравне с бронёй спасла не один десяток дозиметристов-разведчиков. Кстати, точное количество этих машин в ЧЗО до сих пор неизвестно.Чернобыльская маршрутка – БТР-70.
Он курсировал по самым грязным направлениям, отвозя от блока и привозя к нему новую смену рабочих. В качестве разведчика использовался редко по причине больших габаритов и отсутствия специального дозиметрического оборудования.Командно-штабная машина “Ладога” использовалась для разведки в условиях чрезвычайно высоких уровней радиации.
Пожалуй, это был единственный транспорт в Зоне, разработанный именно для действий в условиях ядерной войны. Он мог подходить к разрушенному блоку вплотную. Впрочем, “Ладога” только вела наблюдение. Вся же работа исполнялась трудягами ИМР и БАТ-М. куда менее защищёнными.Инженерная машина разграждения (ИМР) – одна из главных трудяг Зоны.
ИМР не только собирал опасное топливо, графит, грузил их в машины. ИМРы ровняли с землёй сёла, уничтожали технику перед захоронением в могильниках. Приблизительно так, как это делается на кадре кинохроники. На базе этой машины были созданы роботы марки “Клин”, работавшие под самым 4-м блоком.
В Припяти перед аварией было два БеЛАЗа, которые использовались для перевозки урожаев с колхозов. Как минимум одна такая машина после аварии была переоборудована в поливалку и использовалась для дезактивации. Планировалось применять эти машины в самой Припяти, где они должны были отмывать окна и стены высотных домов. Однако насосы оказались для этих целей слишком сильны, выбивая оконные рамы. Потому БеЛАЗ использовался для мытья дорог и прочных строений без стёкол.
Куда более лёгким и гибким в применении оказался армейский Зил-цистерна (авторазливочная станция АРС-14), использовавшийся в войсках РХБЗ. Нередко кабины этих грузовиков экранировались листами свинца.
Немало различных ЗиЛов и Уралов в виде пожарных машин использовались для мытья зданий.
Поливалки, по свидетельствам некоторых ликвидаторов, можно было найти в рабочем состоянии в разных уголках Зоны даже в 1987 году.
КрАЗы используются в ЧЗО по сей день. Эти неприхотливые и уже изрядно устаревшие машины я снял прямо через окно экскурсионного автобуса. Сзади – новая “арка”. На каждом наклейка в виде знака радиационного заражения. Могу предположить, что это “грязная” техника, которая может работать только в грязных зонах. Дальше этих строительных площадок для неё – только могильник.
Фото с сайта – chzo86.narod.ruКамАЗы в ЧЗО отличились в первую очередь, как безотказные бетономешалки и самосвалы. Маршруты этих машин определяли их судьбу. Материалы до бетоносмесительных заводов привозили одни, а от этих заводов на станцию – ехали другие.
Их дороги не пересекались, чтобы не привести к заражению условно чистых машин. Бетономешалки нередко самостоятельно украшались водителями разными надписями – как вот эта “Красноярск”.
Впрочем-то, на лицо тут желание советской пропаганды создать образ единства и решительности народа в борьбе с невидимым врагом.
Трактор “Федя” (в девичестве – “Владимирец”).
При дефиците роботов и нехватке компактных бульдозеров, справлялся на крыше с графитом и прочими обломками. Кабина обложена свинцом для уменьшения излучения для оператора. Захоронен.
РОБОТЫИ ещё раз немного лирики. 1980-е года. Весь мир только начал отходить от ядерной эйфории. Однако каждую минуту в небо готовы взмыть ракеты, превратив всё в радиоактивную пустошь. Репетицией апокалипсиса стала авария на Чернобыльской атомной станции.
И оказалось, что в мире практически нет (!!!) специализированных роботов, способных расчищать радиоактивные завалы, пробивать дырки в стенах, спасать людей в высоких радиационных полях. Их начали создавать с нуля в 1986 году. В год аварии СССР получил бесценный, хоть и трагический опыт использования робототехники в условиях близких к ядерной войне.
Вполне вероятно, именно СССР мог бы возглавить прогресс в аварийной робототехнике, если бы не распался несколькими годами позже…
Это останки робота СТР-1 на открытой площадке техники ликвидаторов в Чернобыле. По некотором данным, применение этой машины позволило сохранить здоровье почти 1000 человек. Именно солько солдат понадобилось бы, чтобы выполнить всю его работу. Как самый высокотехнологичный советский робот, СТР часто мелькает в кинохронике.
Это неудивительно. Машина создана на базе Лунохода. СТР с успехом убирал графитовые блоки и чистил крышу 3 энергоблока ЧАЭС в полях до 10 000 рентген в час. Человек бы гарантированно лишился там здоровья спустя считанные минуты. Чаще всего СТР использовался с ножом-отвалом и двумя камерами.
На место работы машина доставлялась вертолётом или краном.
Мобот-Ч-ХВ2 (Мобильный робот-Чернобыль-Химические Войска второй). Сейчас уже без гусениц и мотора. Эта нехитрая машина очистила почти 11000 квадратных метров площади от радиоактивных обломков. Опыт, полученный при использовании модели, привёл к появлению целого КБ по разработке аварийной робототехники. Различные модификации Мобота производятся до сих пор.
Останки радиоуправляемого бульдозера “Komatsu”. Некоторые роботы этой фирмы были рассчитаны на работу даже глубоко под водой. Но с радиационными нагрузками в ЧЗО справились не все. Ныне стоит на территории завода “Юпитер” на окраине Припяти.
Самый спорный робот, информации по которому нет чуть более, чем вообще.
Две самых популярных версии: что это Komatsu (тот самый бульдозер-амфибия, что мог работать под водой, но “сварился” на крыше ЧАЭС), или же, что это горнорудный робот советского производства. Руку на сердце – в первую версию я не верю, ведь колёсный движитель под водой, ИМХО, ущербен. Так что если это и Komatsu – то никак не связанный с водой.
Больше всего машина подходит под описание нескольких безымянных роботов-перевозчиков.
РТК “Авангард” – изначально машина использовалась в горнодобывающей промышленности. В ЧЗО была доработана для уборки радиоактивных завалов и разведки.
Манипуляторы MF-2 и MF-3 немецкого производства. Согласно многим источникам вышли из строя сразу.
С немцами в ЧЗО вообще не везло. Этот полицейский немецкий робот Joker, оборудованный для работы на крышах 3-го и 4-го блоков, так и не сумел показать себя. В фильме-рассказе Валерия Стародумова (участника ликвидации, дозиметриста) говорится, что советская сторона, заказывая себе Joker, занизила возможныне уровни излучения.
И робот, недостаточно защищённый чопорными немцами, вышел из строя.
Платформа, на которую возлагались большие надежды (есть предположение, что это РР-Г1 – если нет – поправьте). Доводка робота велась прямо на заводе “Юпитер” в Припяти. Кстати, там же было развёрнуто производство, тестирование и ремонт местной робототехнике.
Есть большие сомнения, касательно того, успела ли эта платформа поучаствовать в ликвидации.
ТЕХНИКА В ЧЗО СЕЙЧАС
Нынешние уровни радиоактивности в ЧЗО не сравнить с теми, что были в 1986 году. Потому совершенно неудивительно, что тут уже давно нет ни БТРов, ни ИМРов. А есть тут ооочень много туристических автобусов всех марок. Наша группа (“Чернобыль-Тур”) ездила, например, на синем “Неоплане”.
Поговорив с водителем я узнал, что автобус как-то специфически отмывать смысла нет – после экскурсии достаточно обычного посещения автомойки. Перед выездом из Припяти не поленился проверить колёсные ниши радиометром – было в пределах нормы.Индивидуальные экскурсии чаще всего возят на таких вот “Мерседесах”.
Эти белые и серебристые машины хорошо знакомы сталкерам. Ведь индивидуальные туры нередко забредают туда, где нелегалы не надеятся увидеть посторонних.
Персонал использует самую обычную автотехнику. В Припяти нам дважды встречались “Таврии” с людьми в камуфляже.
Кунговые вахтовки, наряду с обычными Икарусами и Лазиками отвозят персонал, работающий в 30-километровой зоне в Киев. Полиция использует традиционные УАЗы, а также Volkswagen T5.
P.S. Не все фото мои, так как некоторые машины существовали в единичных вариантах и сейчас покоятся под многометровым слоем земли в могильниках. Ни мне, ни будущим поколениям их уже не снять на камеру.
P.P.S. Спасибо Олегу Вершинину за необходимые коррекции и информацию!
Как показали события, связанные с ликвидацией последствий аварии на японской атомной станции Фукусима, уровень развития современной робототехники еще не дотягивает до того, когда при помощи роботов можно было решать абсолютно все задачи.
Использованные на станции роботы смогли лишь обеспечить выполнение простых задач, таких, как открытие и закрытие клапанов, очистка территории от обломков и мусора, а как дело только коснулось выполнения более сложных задач в более сложных условиях, то роботы оказались абсолютно бессильными, терпя одну неудачу за другой.
С учетом всего вышесказанного, правительство Великобритании, страны с хорошо развитой ядерной энергетикой, выделило финансирование в размере 4.
6 миллиона фунтов стерлингов недавно организованному консорциуму, возглавляемому Манчестерским университетом, в который входят такие организации, как Бирмингемский университет (University of Birmingham), университет Западной Англии (University of the West of England, UWE) и компании Sellafield Ltd, EdF, UKAEA, NuGen.
Задачей, поставленной перед этим консорциумом, является создание роботов следующего поколения, которые имеют высокую надежность и предназначены для эксплуатации на объектах ядерной энергетики.
Эти роботы однократного использования должны иметь надежные источники энергии, компьютер с достаточной вычислительной мощностью и коммуникационные системы, способные работать в условиях повышенной радиации.
Помимо самих роботов будет произведена разработка специализированного инструментария, при помощи которого эти роботы смогут справиться с выполнением даже достаточно специфических работ. Предполагается, что большая часть из разработанных роботов будет автономной, т.е.
, они смогут выполнять поставленную им задачу полностью самостоятельно, без необходимости управления и контроля со стороны людей.
В течение следующих пяти лет работы по данному проекту должны приобрести вид опытных образцов роботов, которым предстоит пройти ряд испытаний в нейтральной и радиоактивной окружающей среде.
Эти роботы, которые будут иметь возможность работать группами, должны будут в ходе испытаний обнаружить и идентифицировать различные объекты, использовать технологическое оборудование и выполнять другие действия с опасными объектами, доступ к которым не производился уже в течение 40 лет в силу понятных причин.
Разработка роботов нового поколения не будет ограничена только созданием сухопутных вариантов, передвигающихся на колесах, гусеницах и конечностях.
Также будут разрабатываться специализированные летательные, плавающие и подводные аппараты, совместные усилия которых предоставят людям наиболее полную картину о состоянии объектов ядерной энергетики.
И, помимо ядерной энергетики, такие роботы смогут найти применение в других областях, таких, как обезвреживание старых боеприпасов, взрывных устройств, в здравоохранении, в химической промышленности и в других местах, где присутствуют различные угрозы здоровью и жизни человека.
«Мой интерес к роботам появился после прочтения научно-фантастической литературы еще в школе. После окончания школы я стал искать институт, в котором смог бы научиться разрабатывать роботов.
Поступил в Ленинградский политехнический институт, где мне объяснили, что любой робот начинается с механической части, которую затем «оживляют» с помощью систем управления. Через год перевелся в Москву, в МВТУ им. Н. Э.
Баумана, где и осуществил свою мечту, сначала учась, а затем работая на протяжении почти 40 лет.
О роботах
В вузе активно работало студенческое научно-техническое общество, в состав которого входило Студенческое проектно-конструкторское бюро. В последнем выполнялись проектные работы по теме «Селена», в рамках которой разрабатывались лунная база и луноход.
Я принимал участие в разработке обитаемого лунохода, на базе которого впоследствии изготовили действующий макетный образец лунохода, я был техническим руководителем этой работы, мы демонстрировали эту разработку на ВДНХ в 1976 году, и получили за нее золотую медаль.
Далее мы занимались проектированием и изготовлением макетных образцов различных движителей для перемещения на Луне. Наш научный руководитель, профессор Н.А. Забавников, будучи знакомым с главным конструктором луноходов профессором А.Л. Кемурджианом (ВНИИТРАНСМАШ, г. Ленинград), пригласили его к нам.
Кемурджиан ознакомился с нашими разработками, в том числе и исследовательскими, и предложил поучаствовать в некоторых проектах под его руководством. Он сразу же предупредил, что работы серьезные и скидок на нашу молодость не будет.
О Чернобыле
Когда случилась авария на Чернобыльской АЭС, начальник химических войск, генерал-полковник Владимир Карпович Пикалов, лично приехал к нам и попросил изготовить робота для ликвидации аварии.
Уже 18 августа 1986 года мы продемонстрировали ему «Мобота ЧХ–В». Название состоит из слов «Мобильный робот», «Чернобыль», «химические войска».
Всего в сводный коллектив, участвовавших в создании и эксплуатации робота на ЧАЭС, входило около 70 человек и шесть предприятий.
О работе
Когда мы приехали в Чернобыль, ликвидаторы нас встретили довольно скептически. Те роботы (немецкие и некоторые отечественные), которые работали там уже ранее, быстро выходили из строя и не были полезны. Ликвидаторы, вытаскивая их, получали высокие дозы радиации. Поэтому отношение к роботам у них было резко негативное.
Нам дали два часа на выполнение операции, без какой-либо подготовки, как говорится, «с ходу». Если мы в этот срок не уложились, то нас бы отправили обратно в Москву. Мы уложились – напряжение было очень большим.
Только после этого был вызван главный инженер ЧАЭС, который и поставил нам задачу по очистке части крыши третьего энергоблока ЧАЭС от продуктов взрыва четвертого.
О задачах
Нашей основной задачей была расчистка крыши третьего энергоблока подготовка ее для заливки бетоном, чтобы не допустить дальнейшего распространения радиации. Наш робот весил всего 450 килограммов. Это позволяло ему свободно передвигаться на крыше и не проваливаться.
Робот состоял из гусеничного шасси (полиуретановые гусеницы), на котором размещался фронтальный погрузчик, манипулятор и автоматизированный кабелеукладчик.
В отличие от других роботов, которые работали от аккумуляторных батарей, наш робот работал от электричества по кабелю и мог работать на расчистке крыши круглые сутки.
Из-за длинного кабеля оператор не получал мощного облучения, робот достаточно автономно передвигался и совершал все необходимые действия. Во время нашей работы там, мы не ощущали действие радиации, поэтому до конца не оценивали опасность облучения.
О солдатах
К сожалению, наше изобретение не успело проработать даже две недели. При переносе с одного здания на другое робота уронили и он разбился. Мы снова отправились в Москву. На создание двух других роботов ушло еще два месяца. Мы усовершенствовали их с учетом полученного опыта.
Пока наших роботов не было, на крышу отправили работать солдат-ликвидаторов. За время уборки крыши, по разных данным, там успели поработать несколько тысяч солдат. В ноябре заявили, что строительство саркофага завершено, но на самом деле на крыше еще оставался радиоактивный мусор и его нужно было убирать.
Этим и занимались наши новые роботы. Они были конструктивно более совершенными и оснащенными.
О трубе
Во время радиационной разведки на крыше 4-го энергоблока мы выяснили, что больше всего мусора осталось под противопожарными трубами. Излучение от него было в 10 тысяч рентген. Мы с сотрудниками Института электросварки им. Паттона разрезали эту трубу, убрали мусор.
Наши роботы без выхода ликвидаторов на крышу расчистили крышу, установили опалубку для заливки крыши бетоном. Я потом считал – если бы не наши роботы, то для работ на этой крыше пришлось бы привлечь несколько тысяч человек.
За работы на ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС я получил орден Почета, несколько сотрудников получили медали.
В последствие по заданию Химвойск МО СССР мы значительно усовершенствовали нашего робота, сделав его многоцелевым робототехническим комплексом для ликвидации последствий радиационных и химических аварий.
О 30-й годовщине
В этом году была 30-я годовщина со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Чиновники к этой памятной дате сократили льготы ликвидаторам-чернобыльцам.
Отменили льготы по оплате коммунальных услуг, ввели ряд новых ограничений. Вот такая память… Горько все это наблюдать.
Мне всегда хочется спросить: «А что вы сделали для людей, которые ликвидировали одну из самых страшных угроз для человечества, чем обеспечили их условия жизни?»
Об Арзамасе-16
В июне 1997 года в Российском федеральном центре в процессе экспериментальной сборки ядерного устройства была допущена ошибка, из-за чего возникла самоподдерживающаяся ядерная реакция, в результате которой действовало нейтронное излучение. Это было серьезнее того излучения, которое мы ликвидировали на ЧАЭС. Людей эвакуировали, но остановить опасный процесс было невозможно.
О «Кузнечике»
В начале 1997 года мы завершили создание робототехнического комплекса – МРК-25 «Кузнечик». А в конце мая был подведен итог на лучшую концепцию по роботизации МЧС и мы, в лице МГТУ им. Н.Э. Баумана, победили. Министр МЧС Сергей Шойгу подписал указ о ее реализации.
Ночью 19 июня ко мне в дверь позвонил офицер МЧС. Он настоял на том, чтобы я срочно поехал с ним в Центр МЧС «Лидер» для демонстрации министру Шойгу робота «Кузнечик», который в это время стоял на выставке.
Я понял, что показ будет связан с аварией в Арзамасе-16 и договорился с одним из операторов, сотрудником нашего КБ, что он выедет со мной.
В самолете, во время полета, министр МЧС на мои слова, что это всего лишь макетный образец, а не серийный и даже не опытный образец, сказал: «Это Ваш дебют в МЧС».
В центре Арзамас-16 оказалось, что в помещении, где была сборка, находились еще контейнеры с плутонием, и их надо было вытащить в первую очередь, так как неизвестно, что могло бы случиться. С помощью «Кузнечика» мы вытащили контейнеры. Все эти операции были успешно выполнены, опасность миновала. За эти работы мне и оператору «Кузнечика» министр вручил ордена Мужества.
О себе
Я родился 10 июля 1946 года в городе Сретенске Читинской области. В разное время я занимал различные должности, в настоящее время я являюсь основателем частной организации ООО «Специальное конструкторско-технологическое бюро прикладной робототехники», в которой успешно создаются робототехнические комплексы и системы различных типов и назначений.
На протяжении последних 30 лет мы разработали и изготовили линейки мобильных роботов весом от 10 кг до 24 тонн. Наши роботы работают в ФСБ, ФСО, МЧС, Росатоме, а еще в Казахстане, Белоруссии и Вьетнаме.
С учетом работы на ЧАЭС, Арзамасе-16 и других местах мы получили уникальный опыт по технологии применения роботов и, следовательно, по их конструктивному развитию.
Во время аварии на ЧАЭС, в Арзамасе-16 наши роботы вплотную работали с немецкими и превзошли их. Наши роботы достаточно часто участвовали в учениях МЧС совместно с НАТО, на учениях внутри России, и никогда не подводили.
Дозы, которые я получил в Чернобыле, были серьезными, но вера в Бога, помощь друзей и любовь моей жены помогли перенести все сложности.»
Острая необходимость в использовании дистанционных средств разведки и диагностики при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС появилась практически сразу после начала работ на разрушенном блоке.
Главной целью стало получить необходимую информацию, не рискуя человеческими жизнями.
Однако все существовавшие на тот момент российские и зарубежные роботы – их было около десяти – оказались непригодны для работы в условиях объекта «Укрытие».
Испытание робота на полигоне в г.Чернобыль.
Агрегаты застревали в развалинах, из-за высокого уровня радиации они «сходили с ума», поскольку радиационные поля создавали помехи в электронных схемах, а кроме того, из-за подъема радиоактивной пыли при движении их было невозможно дезактивировать без риска для персонала.
Поэтому исследователям поначалу пришлось на месте из подручных материалов создавать роботов своими руками. Одним из самых известных примеров самодельных роботов стал пластмассовый игрушечный танк с кабельным пультом управления. Кабель заменили на более длинный, установили на игрушку дозиметр, измеритель температуры и закрепили мощный фонарь.
По словам создателей, он стал чем-то вроде «охотничьей собаки», которая могла бежать на «поводке» перед исследователями, предупреждая их об опасности. Что немаловажно, он довольно легко отмывался от радиоактивности и смог прослужить до весны 1987 года, после чего был захоронен на блоке.
А принцип вынесения электронной начинки в безопасную зону при помощи кабеля в будущем лег в основу специализированных агрегатов.
Наладка одного из роботов в лаборатории (г.Чернобыль).
Разработка специальных робототехнических устройств началась только к концу 1989 года, когда была получена основная часть информации о состоянии конструкций внутри «Укрытия», местоположении и физико-химических свойствах топливосодержащих материалов (ТСМ).
Задачу поручили Лаборатории физико-химических проблем ядерной энергетики Курчатовского института, а в составе Комплексной экспедиции была создана специальная лаборатория. Их сотрудники приступили к конструированию дистанционно управляемых самоходных агрегатов (ДУСА) для проведения разведки и дезактивации помещений «Укрытия».
После создания в 1992 году Межотраслевого научно-технического центра «Укрытие» лабораторию преобразовали в Отдел дистанционных комплексов и технологий при нем.
Транспортные пути,рельсы(1), проложенные для передвижения ДУСА в центральном зале
и выходящие из выбитого окна пультовой (2).
Основные ДУСА можно поделить на три типа: агрегаты для пылеподавления, роботы для подготовительных и монтажных работ, а также разведчики.
В основу большинства агрегатов были положены самоходные платформы, способные преодолевать препятствия высотой до 150 мм, выдерживать углы подъема <=30% и двигаться по сыпучим и вязким покрытиям. Весили они от 30 до 50 кг, могли нести от 50 до 100 кг и передвигались со скоростью от 0,6 до 2,5 м/мин.
Узлы пультов управления и бортовая автоматика были унифицированы благодаря специально разработанной единой системе передачи кодированных команд на борт установки.
ДУСА для очистки воздуха в помещениях «Укрытия» от пыли.
Первыми на объекте «Укрытие» применили роботов ТР-1, которые осаждали радиоактивные аэрозоли при помощи специальных растворов и наносили пылеподавляющие покрытия на стены, потолок и оборудование.
Для этого на подвижную платформу установили специально сконструированную распыляющую установку.
Несмотря на относительную простоту конструкции, применение ТР-1 позволило уменьшить коллективную дозу персонала примерно на10 тысяч мЗв.
ДУСА для отбора проб ТСМ и бетона – ТР-2 во время работы в пом.308/2.
При разработке плана по преобразованию «Укрытия» в экологически безопасную систему, одним из важнейших был вопрос о количестве и классификации радиоактивных отходов. В частности, надо было установить глубину проникновения топливной пыли в бетонные конструкции.
Для этого был использован ДУСА ТР-2, который представлял собой смонтированную на шасси буровую установку. Агрегат позволял отбирать пробы в виде кернов диаметром от 8 до 60 мм с глубины до 200 мм.
Движение и бурение специалисты за пультом отслеживали через черно-белую телекамеру.
ТР-4 передвигается в транспортном положении,
поднята только телекамера (она также может быть сложена).
К концу 1990 года была создана еще одна буровая установка с глубиной отбора проб до 600 мм – ТР-4. Бурение производилось без использования промывочных жидкостей, что исключало вымывание фрагментов и образцов. Буровая головка установки могла придавать буровому инструменту как вращательное, так и ударное перемещение.
На пульт управления помимо видеоизображения с робота поступали сигналы о срабатывании устройства подачи буровой головки и ее температуре. Чтобы робот мог добраться до нужного места через щели и провалы, буровое и телевизионное оборудование находилось в сложенном состоянии и разворачивалось в рабочей зоне.
При помощи ТР-4 впервые были отобраны «горячие» керны из вертикальных скважин.
К маю 1994 года специалисты разработали многофункционального робота с универсальной рабочей платформой и сменными навесными приспособлениями: клещевым захватом, абразивным кругом, грузоподъемными вилами, ковшом для сбора материалов и рядом других инструментов.
Клещевой захват позволял ТР-7 поднимать и удерживать груз весом до 50 кг и диаметром до 150 мм. При помощи резака с абразивным кругом робот отделял фрагменты металлоконструкций. Уголковыми вилами он переносил грузы, а ковш использовался для сбора сыпучих материалов.
Для телевизионной разведки по заданному маршруту с одновременным измерением мощности экспозиционной дозы (МЭД) был сконструирован ТР-10.
На нем смонтировали черно-белую и цветную телекамеры, прожектор, и направленный в пол дозиметр, позволявший в реальном времени контролировать МЭД.
Телевизионный блок мог поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол ± 900, а в вертикальной плоскости на угол ± 300.
Тележки могли проникнуть далеко не всюду, например, в превратившиеся в развалины центральный зал и подаппаратное помещение 305/2. Но именно эти места представляли наибольший интерес с точки зрения обнаружения ядерного топлива, оставшегося в «Укрытии».
«Тележка» разворачивается на месте.
Тогда сотрудники Комплексной экспедиции предложили проложить специальные рельсы, и уже по ним пустить роботов с телекамерами и прожекторами. В 1990 году такие устройства были изготовлены.
Из-за целого ряда трудностей в полной мере их использовать не удалось, но они позволили получить важную информацию о состоянии конструкций и скоплениях ТСМ в подаппаратном помещении.
В дальнейшем при проведении разведки обследованных этими роботами помещений специалисты всегда опиралось на данные, полученные с их помощью.
Для обследования обшитых металлом помещений в 1990 году был создан магнитоход, который благодаря мощным самарий-кобальтовым магнитам мог нести значительный вес. Сдвоенные колесные блоки увеличивали надежность зацепления при преодолении сварных швов и фрагментов немагнитных покрытий. Также он мог буксировать прицеп с детекторами и отцеплять его в заданном месте.
Магнитоход в лаборатории.
С помощью магнитохода на «Укрытии» устанавливались тепловые датчики в помещениях парораспределительного коридора. Кроме того, он помог измерить величину МЭД на северной контрфорсной стене, где были установлены восемь электронных дозиметров типа PD-3i.
Заокеанский гость
Поскольку Чернобыльская катастрофа стала событием мирового масштаба, агрегаты для «Укрытия» разрабатывали не только российские и украинские специалисты.
Департамент энергетики США и НАСА специально для работ на ЧАЭС создали многофункционального робота Pioneer.
Он состоял из самоходной тележки, системы управления и распределения энергии, системы дистанционного наблюдения с трехмерным картографированием, системы контроля состояния окружающей среды, манипулятора и бурового устройства для отбора образцов бетона.
Четырехсотметровый кабель с пятью герметически закрытыми блоками позволял управлять Pioneer с безопасного расстояния. Робот умеет оценивать целостность конструкций «Укрытия», резать и доставлять образцы пола и стен.
Главный его недостаток – высокая стоимость, которая оценивается в 3 миллиона долларов. Комплекс Pioneer передали Украине еще в 1998 году, но до сих пор он на «Укрытии» так и не применялся и находится в учебном центре Славутича.
Как это ни парадоксально, но колоссальный опыт Чернобыля не был учтен при ликвидации последствий аварии на «Фуккусиме-1» в 2011 году. Точно также как и советские ученые, японцы столкнулись с тем, что роботы оказались не способны вести разведку в условиях высоких радиационных полей. Дорогостоящие аппараты моментально выходили из строя.
Привлеченные к работам французские и американские агрегаты также потерпели неудачу, вынудив отправлять в загрязненные радиацией помещения людей. А ведь весь этот тяжелый путь был уже пройден, колоссальный опыт накоплен и основные решения выработаны.
Роботы на Чернобыльской АЭС не просто проделали титаническую работу, как и создавшие их люди, но и помогли сохранить человеческие жизни.
Робот, созданный специалистами региональных университетов Чиба и Тохоку (Япония) специально для работ внутри разрушенных реакторов АЭС «Фукусима -1».
Современные инсталляции для унитазов становятся все более популярными благодаря эстетике, удобству и функциональности. С их…
Важный этап в процессе передачи владения недвижимостью – оформление соответствующих бумаг. От них зависит законность…
Значит, скважина на участке — штука реально нужная, без неё никуда. Вода, как-никак, вещь первой…
Подвесные светильники – осветительные приборы, которые правильно располагать на некотором расстоянии от потолка. В качестве…
Душевые кабины из стекла – удобная вещь для комфортного приема душа. Все больше людей устанавливают…
Проведение многих строительных работ связано с обработкой грунта. Для перемещения камней, песка и щебня привлекают…
This website uses cookies.