Контроллер электровентилятора охлаждения двигателя на pic12f675 — Community «Электронные Поделки» on DRIVE2
После сборки и установки на свой автомобиль устройства плавного пуска электровентилятора системы охлаждения двигателя, было предложено собрать устройство плавного регулирования оборотов того же электровентилятора системы охлаждения относительно температуры двигателя. Контроллер вентилятора охлаждения радиатора.
Для сбора данного устройства как раз нашлись все подходящие детальки. Решил собирать на макетной платке, так как не было времени и разрабатывать плату было честно лень. Провозившись часа три и проматерив всё и вся устройство было готово. Фотографировать не стал, так как это был, просто ужас, куча спутанных проводков и деталек.
После включения устройство естественно не за работало. Схему перепаивал дважды, но с таким же печальным результатом. И, чтобы не тратить опять время, собрал схему по оригинальной версии модуля плавного регулирования оборотов автомобильного электровентилятора системы охлаждения двигателя Смерч-7 предложенную Турмалином-НН.
Так как Турмалин-НН не предлагает нам версию своей печатной платы, разрабатывать пришлось самому в своей любимой программе DipTrace.
Схема контроллера
Обратите внимание
Схема довольно простая и не составит особого труда повторить её начинающим радиолюбителем.
А вот и моя плата, под дип.
Плату разрабатывал исключительно под свои компоненты. Как видите, транзистор посадил на довольно мощный радиатор SK-104, так как охлаждение много не бывает. Резисторы ставил столбиком, как на плате в старом телевизоре. Штепсиль использовал от платы стиральной машины.
Готовое устройство
Вид со стороны деталей
Сторона дорожек
Готовое устройство под установку
Плата получилось довольно симпатичной.
А, также набросал плату в смд варианте. При оставшимся том же радиаторе, применил вместо штепсися от стиралки, привычный винтовой клемник.
Плата смд варианта
Первое включение устройства собрал по варианту плавного пуска и остановки вентилятора. То есть контакт ХТ2 замкнул на +12В.
Первая схема – плавное управление вентилятором. Вторая схема – плавное включение и выключение вентилятора.
При подаче питания тестовый мотор на секунду включался и останавливался. А вот уже при замыкании контакта ХТ3 на землю наблюдается плавное раскручивание моторчика и при отключение контакта ХТ3 от земли мотор плавно останавливается. Устройство можно считать рабочим.
Теперь самое интересное. Как заставить работать устройство относительно температуры.
Подключаем контакт ХТ2 к датчику ТМ-106, далее, доведя температуру двигателя до температуры примерно 85-90 добиваемся путём поворота движка переменного резистора R5 момента начала вращения электровентилятора.
Важно
Дальше при росте температуры сопротивление датчика будет уменьшаться, и соответственно обороты электровентилятора будут увеличиваться. А при понижении температуры, наоборот уменьшаться вплоть до его остановки.
Тут основной смысл в том, что автомобиль должен быть оборудован датчиком резистивного типа. И ежели датчик у вас цифровой или по сопротивлению сильно разнится с датчиком ТМ-106, а его сопротивление должно быть порядка 240 Ом, то нужно будет устанавливать дополнительный датчик. И при номинальной температуре с датчика должно выходить в районе 6 вольт.
Так как датчика ТМ-106 у меня нет и для проверки устройства на столе, собрал делитель напряжения с переменным резистором в 1 кОм. На выходе с делителя настроил напряжение около 6 вольт и поворотом резистора R5 добился момента начало вращения тестового электродвигателя.
Имитируя работу термодатчика путём поворота движка резистора делителя напряжения, наблюдаем пук моторчика при уменьшении напряжения и его остановку при увеличении напряжения. Полагаю данный прибор можно установить практически на любой автомобиль. Если устройство не работает то следует по экспериментировать с подбором сопротивления резисторов R1 и R4.
Данное устройство построено на микроконтроллере pic12f675 имеющий два порта АЦП. Полагаю прошивка схемы работает по принципу сравнения напряжения во внутреннем делителе напряжения со внешним.
Выкладываю свои материалы по сборке устройства.
Скачать схему, платы в DipTrace, фотографии и прошивки.
О том как всё это будет стоять на моём автомобиле будет отдельная тема.
Всем всего хорошего и удачи на дорогах.
Программа для управления кулерами в компьютере
Порой гул от системного блока не позволяет насладиться тишиной или сосредоточиться. В этой статье я расскажу как регулировать обороты кулеров с помощью специальной программы для Windows XP/7/8/10, а в конце покажу на видео более подробно весь процесс.
Почему вентиляторы шумят и какие есть способы это исправить
За исключением особых безвентиляторных модификаций, в каждом компьютере установлено два и более кулера: в блоке питания, на процессоре, видеокарте, в корпусе и другие.
И каждый по-своему шумит, и это плохая новость. Многие просто привыкли к шуму своего системника и считают что так и должно быть.
Может быть и должно, но необязательно! В 99% случаев шум от компьютера можно уменьшить на 10%-90%, и это хорошая новость.
Как вы уже поняли, бесшумность достигается уменьшением шума от кулеров. Это возможно с помощью применения более тихих, по своей природе, кулеров, либо с помощью уменьшения оборотов уже имеющихся.
Естественно, уменьшать скорость можно до значений не угрожающих перегреву компьютера! В этой статье речь пойдёт именно об этом способе.
Ещё больше снизить шум помогут программы для уменьшения треска от жёсткого диска.
Итак, чтобы уменьшить обороты вращения кулера можно использовать один из вариантов:
У кого нормально работает управление из BIOS, могут дальше не читать. Но частенько BIOS лишь поверхностно регулирует обороты, не занижая их до бесшумных, и при этом всё ещё приемлемых, значений.
Утилиты от производителя, порой, единственный способ влияния на вентиляторы потому что сторонние программы часто не работают на необычных материнских платах и ноутбуках.
Разберём самый оптимальный – первый способ.
Программа для управления кулерами SpeedFan
Это многофункциональная и полностью бесплатная программа.
Наверное сразу немного огорчу, сказав что эта программа работает не на всех ноутбуках, но можно пробовать, и не будет регулировать обороты тех вентиляторов, которыми не умеет управлять материнская плата из BIOS.
Например, из моего BIOS можно включить функцию управления кулером SmartFan только для центрального процессора. Хотя смотреть текущие обороты можно ещё для двух.
Внимание: перед использованием программы отключите управление кулерами из BIOS!
Иначе может произойти следующая ситуация. В момент загрузки программы SpeedFan считываются текущие обороты и принимаются за максимальные. Соответственно, если к этому времени BIOS не раскрутит вентилятор до максимальных оборотов, то и программа не сможет это сделать.
У меня так один раз случилось, что в момент загрузки программы кулер на процессоре крутился со скоростью 1100 об/мин, и SpeedFan не мог установить бОльшее значение. В итоге процессор нагрелся до 86 градусов! А заметил я это случайно, когда в момент большой нагрузки не дождался шума от вентилятора. Благо ничего не сгорело, а ведь компьютер мог больше не включиться…
Запуск и внешний вид программы
Скачайте и установите приложение с официального сайта.
Скачать SpeedFan
При первом запуске возникнет обычное окошко с предложением помощи по функциям программы. Можете поставить галочку, чтобы оно больше не появлялось и закройте его. Далее SpeedFan считает параметры микросхем на материнской плате и значения датчиков.
Признаком успешного выполнения будет список с текущими значениями оборотов вентиляторов и температур компонентов. Если вентиляторы не обнаружены, значит программа вам ничем не сможет помочь.
Сразу перейдите в «Configure -> Options» и поменяйте язык на «Russian».
Как видим, здесь также показана загрузка процессора и информация с датчиков напряжения.
Совет
В блоке «1» располагается список обнаруженных датчиков скорости вращения кулеров с названиями Fan1, Fan2…, причём их количество может быть больше, чем есть на самом деле (как на картинке). Обращаем внимание на значения, например Fan2 и второй Fan1 имеют реальные показатели 2837 и 3358 RPM (оборотов в минуту), а остальные по нулям или с мусором (на картинке 12 RPM это мусор). Лишние мы потом уберём.
В блоке «2» показываются обнаруженные датчики температур.
GPU – это графический чипсет, HD0 – жёсткий диск, CPU – центральный процессор (вместо CPU на картинке Temp3), а остальное мусор (не может быть 17 или 127 градусов).
В этом недостаток программы, что нужно угадывать где что (но потом мы сами переименуем датчики как нужно). Правда, на сайте можно скачать известные конфигурации, но процедура не из простых и усложнена английским языком.
Если непонятно какой параметр за что отвечает, то можно посмотреть значения в какой-нибудь другой программе для определения параметров компьютера и датчиков, например AIDA64 и сравнить с теми что определила программа SpeedFan, чтобы точно знать где какие показания скорости и температуры (на видео под статьёй всё покажу).
И в блоке «3» у нас регулировки скоростей Speed01, Speed02…, с помощью которых можно задавать скорость вращения в процентах (может показываться как Pwm1, Pwm2…, подробнее смотрите на видео). Пока что нам надо определить какой Speed01-06 на какие FanX влияет. Для этого меняем значения каждого со 100% до 80-50% и смотрим изменилась ли скорость какого-нибудь Fan. Запоминаем какой Speed на какой Fan повлиял.
Повторю, что не все вентиляторы будут регулироваться, а только те, которыми умеет управлять материнская плата из BIOS.
Настройка SpeedFan
Вот и добрались до настроек. Нажимаем кнопку «Конфигурация» и первым делом назовём все датчики понятными именами. На своём примере я буду программно управлять кулером процессора.
На вкладке «Температуры» находим определённый на предыдущем шаге датчик температуры процессора (у меня Temp3) и кликаем на него сначала один раз, а потом через секунду ещё раз – теперь можно вписать любое имя, например «CPU Temp». В настройках ниже вписываем желаемую температуру, которую будет поддерживать программа с минимально-возможной скоростью вращения кулера, и температуру тревоги, при которой включаются максимальные обороты.
Я устанавливаю 55 и 65 градусов соответственно, но для каждого это индивидуально, поэкспериментируйте. При сильно низкой установленной температуре, вентиляторы будут крутиться всегда на максимальных оборотах.
Далее разворачиваем ветку и снимаем все галочки, кроме той Speed0X, которая регулирует FanX процессора (это мы уже определили ранее). В моём примере это Speed04. И также снимаем галочки со всех остальных температур, которые мы не хотим видеть в главном окне программы.
На вкладке вентиляторы просто находим нужные вентиляторы, называем их как хочется, а ненужные отключаем.
Идём дальше на вкладку «Скорости». Становимся на тот Speed0X, который отвечает за нужный кулер, переименовываем его (например в CPU Speed) и выставляем параметры:
- Минимум – минимальный процент от максимальных оборотов, который программа сможет установить
- Максимум – соответственно максимальный процент.
У меня минимум стоит 55%, а максимум 80%. Ничего страшного, что программа не сможет установить значение на 100%, ведь на вкладке «Температуры», мы задали пороговое значение тревоги, при котором принудительно будет 100% оборотов. Также для автоматического регулирования не забываем поставить галочку «Автоизменение».
В принципе это всё. Теперь переходим в главное окно SpeedFan и ставим галочку «Автоскорость вент-ров» и наслаждаемся автоматической регулировкой скорости вращенияС первого раза не получится оптимально настроить под себя, поэкспериментируйте и оставьте подходящие параметры, оно того стоит!
Дополнительные параметры
Программка SpeedFan имеет ещё кучу функций и параметров, но я не буду в них углубляться, т.к. это тема отдельной статьи. Давайте поставим ещё несколько нужных галочек на вкладке «Конфигурация -> Опции»
- Запуск свёрнуто – чтобы SpeedFan запускался сразу в свёрнутом виде. Если не поставить, то при запуске Windows главное окно программы будет висеть на рабочем столе. Если программа не запускается вместе с Windows, то просто добавьте её ярлык в автозагрузку.
- Static icon – предпочитаю установить, чтобы в системном трее вместо цифр отображался просто значок программы
- Сворачивать при закрытии – установите чтобы при нажатии на «крестик» программа не закрывалась, а сворачивалась в системный трей (возле часиков)
- Полная скорость вентиляторов при выходе – если не установить, то после выхода из программы обороты кулеров останутся в том состоянии, в котором были на момент закрытия. А так как управлять ими больше будет некому, то возможен перегрев компьютера.
Ну как, всё получилось, программа работает, обороты регулируются автоматически? Или может вы используете другие способы? Надеюсь, информация оказалась для вас полезной. Не поленитесь поделиться ей с друзьями, я буду вам премного благодарен!
А теперь видео с подробной настройкой SpeedFan. Примечание: на видео произошёл небольшой сбой. После ручного регулирования вентилятора процессора Fan1 его значение не вернулось в 3400 RPM, а осталось почему-то в 2200 RPM. После перезапуска программы всё нормализовалось. В последних версиях SpeedFan на моём компьютере такого не было.
Простая схема управление вентилятором или кулером охлаждения
В данной схеме управление вентилятором или кулером системы охлаждения происходит по сигналу термистора в течении заданного периода времени. Схема простая, собрана всего на трех транзисторах.
Эта система управления может быть использована в самых разных областях жизни, где необходимо охлаждение посредством вентилятора, например, охлаждения материнской платы ПК, в усилителях звука, в мощных блоках питания и в иных устройствах, которые в ходе своей работы могут перегреваться. Система представляет собой сочетание двух устройств: таймера и термореле.
Описание работы схемы управления вентилятором
Когда температура низкая, сопротивление термистора высокое и, следовательно, первый транзистор закрыт, потому что на его базе напряжение ниже 0,6 вольт. В это время конденсатор на 100 мкФ разряжен. Второй PNP-транзистор так же закрыт, поскольку напряжение на базе равно напряжению на его эмиттере. И третий транзистор так же заперт.
При повышении температуры, сопротивление термистора уменьшается. Таким образом, напряжение на базе первого транзистора увеличивается. Когда это напряжение превысит 0,6 В, первый транзистор начинает пропускать ток заряжая конденсатор 100 мкФ и подает отрицательный потенциал на базу второго транзистора, который открывается и включает третий транзистор, который в свою очередь активирует реле.
Паяльная станция Eruntop 8586D
Цена: 3900.00 руб. Бесплатная доставка.
После того, как вентилятор включается, температура уменьшается, но конденсатор 100 мкФ разряжается постепенно, сохраняя работу вентилятора в течение некоторого времени после того, как температура приходит в норму.
Подстроичный резистор (показан на схеме как 10 ком) должен иметь значение сопротивления около 10% от сопротивления термистора при 25 градусах. Термистор применен марки EPCOS NTC B57164K104J на 100 кОм.
Обратите внимание
Таким образом, сопротивление подстрочного резистора (10%) получается 10 кОм. Если вы не можете найти эту модель можно использовать другой.
Например, при использовании термистора 470 кОм сопротивление подстроичного составит 47 кОм.
Схема подключения вентилятора с питанием от 12 вольт
Схема подключения вентилятора с питанием от 220 вольт
В печатной плате можно увидеть два подстроичных резистора. Первый на 10 кОм для регулирования порога срабатывания вентилятора, второй на 1 мОм позволяет регулировать время работы после нормализации температуры. Если вам нужен больший интервал времени, то конденсатор на 100 мкФ можно увеличить до 470 мкФ. Диод 1N4005 используется для защиты транзистора от индуктивных выбросов в реле.
Контроллер электровентилятора охлаждения двигателя на pic12f675 | Каталог самоделок
После того как в автомобиль установили устройство, служащее для включения электровентилятора для охлаждения двигателя, появилась потребность в регулировании оборотов данного оборудования. Для этих целей следует собрать и установить специальный контроллер. Многие автолюбители пытаются сделать его самостоятельно. Они находят нужные детали и начинают сооружать макет устройства.
Проработав несколько часов, оборудование будет готово. Но очень часто, смотря на данное произведение искусства, очень трудно представить какое-либо устройство. Выглядит это как множество перепутанных проводков и деталей. Поэтому, лучше всего, воспользоваться правильно собранной схемой регулирования оборотов электровентилятора.
В данной статье представлена схема, которая разработана для двигателя Смерч-7.
Итак, схема контроллера выглядит так:
схема контроллера
Схема очень простая и ее воплотить в жизнь могут даже начинающие специалисты. Но каждую из них необходимо подстраивать под собственный двигатель.
схема контроллера
Плата разрабатывалась под отдельные компоненты мотора. Транзистор был установлен на радиатор типа SK-104, который считается одним из самых мощных устройств. Он будет служить для охлаждения. Такие резисторы размещаются в вертикальном положении, как на моделях старых телевизоров. Штепсель можно взять из любых бытовых приборов.
Собранное устройство выглядит так:
Собранное устройствоВид сбоку на деталиВид сбоку на дорожкиСобранное устройство готово к установке
Также можно отобразить данную схему в smd варианте. При этом произошло одно изменение: вместо штепселя будут использоваться обычные клеммы.
smd вариант
Первое запуск устройства произошло по плавному включению и выключению электровентилятора.
схема подключения устройства
При подсоединении к источнику питания мотор включается и выключается на 1 секунду. Если замкнуть ХТ3 на землю, то наблюдается плавные вращательные движения, а при отсоединения того же контакта — происходит плавная остановка рабочего двигателя. Если такие условия выполняются, то система считается рабочей.
Далее, необходимо подсоединить ХТ2 к датчику ТМ-106, и сделать так, чтобы температура двигателя достигла 90?С. Такую температуру можно достичь при повороте движка переменным резистором.
При ее повышении показатель сопротивления будет падать, обороты вентилятора увеличиваться.
Следовательно, можно сделать вывод, что для функционирования данной схемы необходимо наличие датчика резистивного типа.
Прикрепленные файлы: СКАЧАТЬ
Как управлять вентилятором
Введение
Компактные электрические вентиляторы, благодаря невысокой цене, используются для охлаждения оборудования уже больше полувека. Тем не менее только в последние годы технологии управления вентиляторами стали значительно развиваться. В этой статье описано как и почему это развитие имело место быть и предложены некоторые полезные решения для разработчиков.
Тепловыделение и охлаждение
Один из трендов электроники – это создание компактных устройств, обладающих богатой функциональностью. Поэтому большинство электронных компонентов приобретают все меньшие размеры. Один из очевидных примеров – современные ноутбуки. Толщина и вес ноутбуков значительно уменьшается, но потребляемая мощность остается прежней или увеличивается.
Другой пример – проекционные системы и телевизионные ресиверы. В ноутбуках большая часть тепла выделяется процессором, в проекторе – источником света. Это тепло необходимо бесшумно и эффективно удалять из системы. Самый тихий способ избавления от тепла – это использование пассивных охлаждающих компонентов, таких как радиаторы или тепловые трубки.
Однако для многих популярных пользовательских устройств такой способ неэффективен и дорог. Другой способ удаления тепла – это активное охлаждение с использованием вентиляторов, создающих поток воздуха вокруг нагревающихся компонентов.
Однако вентилятор являются источником шума и, кроме того, увеличивает суммарное энергопотребление устройства, что может быть критично при питании от аккумулятора. Также добавление вентилятора увеличивает количество механических компонентов в системе, что отрицательно сказывается на надежности изделия.
Контроль скорости вращения вентилятора позволяет уменьшить описанные недостатки. Поскольку запуск вентилятора на меньших оборотах снижает шум и энергопотребление и увеличивает срок его службы. Существует несколько типов вентиляторов и способов их контроля. Один из вариантов классификации вентиляторов может быть таким:1. 2-х проводные вентиляторы
2.
3-х проводные вентиляторы
3. 4-х проводные вентиляторыМетоды управления вентиляторами, обсуждаемые в этой статье, такие:1. управление отсутствует
2. on/ff управление
3. линейное управление
4. низкочастотная широтно-импульсная модуляция (ШИМ, PWM)
5. высокочастотное управление
Типы вентиляторов
2-х проводные вентиляторы имеют только выводы питания – плюс и земля. В 3-х проводных вентиляторах добавляется тахометрический выход. На этом выходе присутствует сигнал, частота которого пропорциональна скорости вращения вентилятора. 4-х проводные вентиляторы, помимо выводов питания и тахометрического выхода, имеют вход управления.
На этот вход подается ШИМ сигнал и ширина импульса этого сигнала определяет скорость вращения вентилятора. 2-х проводными вентиляторами можно управлять регулируя напряжение питания или скважность ШИМ сигнала. Однако без тахометрического сигнала невозможно понять на сколько быстро вентилятор вращается.
Такая форма управления скоростью вращения вентилятора называется открытым контуром (open-loop).3-х проводными вентиляторами можно управлять аналогичным образом, но в этом случае у нас есть обратная связь. Можно анализировать тахосигнал и устанавливать требуемую скорость. Такая форма управления называется закрытым контуром (closed-loop).
Если управлять вентилятором регулируя напряжение питания, тахосигнал будет иметь форму меандра. И в этом случае тахосигнал будет всегда валидным, пока на вентиляторе есть напряжение. Такой сигнал показан на рисунке 1 (ideal tach).При управлении вентилятором с помощью ШИМ – ситуация сложнее. Тахометрический выход вентилятора обычно представляет собой открытый коллектор.
Важно
Поэтому тахосигнал будет валидным только при наличии напряжения на вентиляторе (on фаза ШИМ сигнала), а при отсутствии (off фаза) он будет подтягиваться к высокому логическому уровню. Таким образом тахосигнал становится “порубленным” управляющим ШИМ сигналом и по нему уже нельзя достоверно определять скорость вращения. Этот сигнал показан на рисунке 1 (tach).Рисунок 1.
Идеальный тахосигнал и тахосигнал при внешнем ШИМ управлении.Для решения данной проблемы, необходимо периодически включать вентилятор на такой отрезок времени, который позволит получить несколько достоверных циклов тахосигнала. Такой подход реализован в некоторых контроллерах фирмы Analog Device, например в ADM1031 и ADT7460.
4-х проводные вентиляторы имеют ШИМ вход, который управляет коммутацией обмоток вентилятора к плюсовой шине источника питания. Такая схема управления не портит тахосигнал, в отличии от стандартной, где используется внешний ключ и коммутируется отрицательная шина. Переключение обмоток вентилятора создает коммутационный шум.
Чтобы “сдвинуть” этот шум за пределы звукового диапазона частоту ШИМ сигнала обычно выбирают больше 20 кГц. Еще одно преимущество 4-х проводных вентиляторов – это возможность задания низкой скорости вращения – до 10% от максимальной скорости. На рисунке 2 показана разница между 3-х и 4-х проводными вентиляторами.Рисунок 2. 3-х и 4-х проводные вентиляторы
Управление вентилятором
Простейший метод управления вентилятором – отсутствие какого-либо управления вообще. Вентилятор просто запускается на максимальной скорости и работает все время.
Преимущества такого управления – гарантированное стабильное охлаждение и очень простые внешние цепи.
Недостатки – уменьшение срока службы вентилятора, максимальное энергопотребление, даже когда охлаждение не требуется, и непрерывный шум.
On/off управление
Следующий простейший метод управления – термостатический или on/off. В этом случае вентилятор включается только тогда, когда требуется охлаждение. Условие включения вентилятора устанавливает пользователь, обычно это какое-то пороговое значение температуры.
Подходящий датчик для on/off управления – это ADM1032. Он имеет выход THERM, который управляется внутренним компаратором. В нормальном состоянии на этом выходе высокий логический уровень, а при превышении порогового температурного значения он переключается на низкий.
На рисунке 3 показан пример цепи с использованием ADM1032.
Рисунок 3. Пример on/off управленияНедостаток on/off контроля – это его ограниченность. При включении вентилятора, он запускается на максимальной скорости вращения и создает шум. При выключении он полностью останавливается и шум тоже прекращается. Это очень заметно на слух, поэтому с точки зрения комфорта такой способ управления далеко не оптимальный.
Линейное управлениеПри линейном управлении скорость вращения вентилятора изменяется за счет изменения напряжения питания. Для получения низких оборотов напряжение уменьшается, для получения высоких увеличивается. Конечно, есть определенные границы изменения напряжения питания. Рассмотрим, например, вентилятор на 12 вольт.
Для запуска ему требуется не меньше 7 В и при этом напряжении он, вероятно, будет вращаться с половинной скоростью от своего максимального значения. Когда вентилятор запущен, для поддержания вращения требуется уже меньшее напряжение.
Чтобы замедлить вентилятор, мы можем понижать напряжение питание, но до определенного предела, допустим, до 4-х вольт, после чего вентилятор остановится. Эти значения будут отличаться в зависимости от производителя, модели вентилятора и конкретного экземпляра.
5-и вольтовые вентиляторы позволяют регулировать скорость вращения в еще меньшем диапазоне, поскольку их стартовое напряжение близко к 5 В. Это принципиальный недостаток данного метода. Линейное управление вентилятором можно реализовать на микросхеме ADM1028.
Совет
Она имеет управляющий аналоговый выход, интерфейс для подключения диодного температурного датчика, который обычно используется в процессорах и ПЛИС, и работает от напряжения 3 – 5.5 В. На рисунке 4 показан пример схемы для реализации линейного управления. Микросхема ADM1028 подключается ко входу DAC. Рисунок 4.
Схема для реализации линейного управления 12-и вольтового вентилятора
Линейный метод управления тише, чем предыдущие. Однако, как вы могли заметить, он обеспечивает маленький диапазон регулировки скорости вращения вентилятора.
12-и вольтовые вентиляторы при напряжении питания от 7 до 12 В, позволяют устанавливать скорость вращения от 1/2 от максимума до максимальной. 5-и вольтовые вентиляторы при запуске от 3,5 – 4 В, вращаются практически с максимальной скоростью и диапазон регулирования у них еще меньше. Кроме того, линейный метод регулирования не оптимален с точки зрения энергопотребления, потому что снижение напряжения питания вентилятора выполняется за счет рассеяния мощности на транзисторе (смотри рисунок 4). И последний недостаток – относительная дороговизна схемы управления.
Шим управление
Наиболее популярный метод управления скоростью вращения вентилятора – это Шим управление. При таком методе управления вентилятор подключается к минусой шине питания через ключ, а на управляющий вход ключа подается ШИМ сигнал.
В данном случае к вентилятору всегда приложено либо нулевое, либо рабочее напряжение питания и не возникает таких энергопотерь, как при линейном методе управления. На рисунке 5 показана типовая схема реализующая Шим управление. Рисунок 5.
Шим управление.
Преимущество данного метода управления – простота реализации, дешевизна, эффективность и широкий диапазон регулирования скорости вращения. Однако недостатки у этого метода тоже есть. Один из недостатков ШИМ управления – это “порча” тахосигнала.
Этот недостаток можно устранить, используя так называемую pulse stretching технику, то есть удлиняя импульс ШИМ сигнала на несколько периодов тахосигнала. Конечно, при этом скорость вращения вентилятора может немного увеличится. На рисунке 6 показан пример. Рисунок 6.
Удлинение импульса для получения информации о скорости вращения.
Другой недостаток ШИМ управления – это коммутационный шум. Во-первых коммутация индуктивной нагрузки вызывает появление помех в цепях питания, во-вторых может возникать акустический шум – пищание, жужжание. Электрические шумы подавляют фильтрами, а для борьбы с акустический шумом частоту ШИМ сигнала поднимают до 20 кГц.
Также стоит снова упомянуть о 4-х проводных вентиляторах, в которых схема управления уже встроена. В таких вентиляторах коммутируется плюсовая шина питания, что помогает избежать проблем с тахосигналом. Одна из микросхем, предназначенных для реализации ШИМ управления 4-х проводными вентиляторами, – это ADT7467. Условная схема приведена на рисунке 7.Рисунок 7.
Схема ШИМ управления 4-х проводным вентилятором
Заключение
Подводя итоги можно сказать, что наиболее предпочтительный метод управления вентилятором – это высокочастотное Шим управление, реализованное в 4-х проводных вентиляторах. При таком управлении отсутствует акустический шум, значительные энергопотери и проблемы с тахосигналом. Кроме того, он позволяет менять скорость вращения вентилятора в широком диапазоне. Схема ШИМ управления с коммутацией отрицательной шины обладает практически теми же достоинствами и является более дешевой, но портит тахосигнал. По материалам фирмы AnalogDevices.
Блок управления вентилятором охлаждения
Это устройство разрабтатывалось для контроля температуры двигателя и управления муфтой вентилятора охлаждения и подогревателем впускного коллектора, в автомобиле Мерседес 190.
Схема устройства показана на рисунке и представляет из себя обычный термометр на датчике DS18B20 и микроконтроллере PIC16F628A.
Устройство измеряет температуру двигателя, отображает ее на экране и в зависимости от нее включает исполнительные устройства.
На схеме не указано – VD3 – КС522Обратите внимание
Измеренная температура двигателя отображается в диапазоне от 0 до 99 градусов. Если температура ниже нуля градусов, то на дисплее высвечивается Lo (низкая), а когда больше 99 градусов – высвечивается Hi (высокая). Хотя предел индикации 99 градусов, термометр все равно продолжает измерять температуру.
Как только температура дойдет до 110 градусов (что для двигателя мерседеса считается нормально, он не кипит при такой температуре) – то на дисплее будет высвечено Ot (перегрев).
А на выходе RA4 микроконтроллера появляется сигнал логического 0 – ошибка, этот сигнал можно использовать для включения светодиода в салоне, или для управления бипером. Сигнал на RA4 будет сброшен только после выключения зажигания, снижение температуры двигателя никакого влияния на этот сигнал уже не окажет.
При температуре ниже 40 градусов будет включен подогреватель впускного коллектора. Аналогично при температуре 89 градусов будет включен вентилятор охлаждения. Чтобы снизить нагрузку на аккумулятор, устройство имеет вход который соединяется с реле стартера.
Когда включен стартер, не зависимо от температуры двигателя, выключаются вентилятор и подогреватель, как только стартер будет выключен, ветилятор и подогреватель включаться согласно измеренной температуры.
Сам термометр-термостат собран на печатной плате и размещен в пластиковом корпусе. Корпус закреплен двумя саморезами прямо в моторном отсеке.
Размещать прибор нужно так, чтобы он был максимально удален от высоковольтных проводов зажигания и других силовых проводов, а также как можно дальше от горячих деталей двигателя.
Очень желательно применить микроконтроллер в расширенном температурным исполнением – PIC16F628A-E/P, но можно и в промышленном – PIC16F628A-I/P. Плата разработана под сдвоенный светодиодный индикатор фирмы Bright LED – BD-A816RD.
Важно
По большому счету индикатор в этом устройстве и не нужен, но я его установил, чтобы не было устройство совсем простым, а так же, чтобы прямо под капотом можно увидеть температуру двигателя. Микросхемный стабилизатор 7805 нужно установить на малогабаритный радиатор – полоску алюминия. Электролитические конденсаторы нужно выбирать из морозостойких экземпляров.
Для изготовления самого датчика температуры понадобилась болванка из латуни, из нее был выточен корпус для датчика DS18B20.
Этот корпус изготовлен так, чтобы он легко вкручивался на место одного из штатных датчиков (они к сожалению благополучно умерли , поэтому и пришлось разработать это устройство).
Корпус желательно сделать максимально облегченным, чтобы уменьшить его температурную инерцию. Соединять датчик с платой микроконтроллера нужно экранированным термостойким проводом.
Реле устанавливаются в любом удобном месте, вне корпуса устройства, защитные диоды шутирующие их обмотки на плате уже установлены.
Естественно это устройство можно установить и в салоне. Тогда оно еще и заменит штатный термометр охлаждающей жидкости.
Ремонт блока управления вентилятором своими руками
Если не запускается кондиционер или климат-контроль – частых причин две: либо мало фреона, либо неисправен блок управления вентилятором (БУВ).
Похоже у меня БУВ все таки накрылся. На разъеме радиатора замыкаю контакты 1-2, включается вентилятор на 1-ю скорость. Замыкаю 2-3 – ничего, даже релюха в БУВе не щелкает.
Скорее всего отошла пайка в БУВ. Разбирается блок просто: вынимаете и выкручиваете все предохранители, снизу по периметру отковыриваете герметик и аккуратно, чтобы не сломать защёлки, снимете крышку.
Плата там вся, как на ладони.
Совет
Нарыл схему подключения климатроника для своей машинки, а вместе с ним и БУВ разрисован
Есть косячок на схемке один – термосвич S516 в реальной жизни нормально замкнут.
Также попалась распиновка БУВа, для Фольксваген Гольф 3 / Венто, но наш для Фольксваген Пассат Б4 точно такой же.
Начал выяснять, куда у меня делась вторая скорость. Разобрал один из БУВов, вот он, вид со стороны платы. Откровенной холодной пайки нигде не наблюдается. Предохранители прикрутил и вставил на место для последующих тестов на машине.
Это с одного боку. Слева направо, реле: 1-включение 2-й скорости вентилятора, 2-включение 3-й скорости вентилятора, 3-включение дополнительной помпы ОЖ.
Это повернутый на 180 градусов. Слева реле включения соленоида муфты кондиционера.
В ходе тестирования на месте выяснилось, что вторая не включается из-за того, что на ноге реле №1, которая должна быть “минусом”, при появлении сигнала на включение – плюса на другой ноге, тоже появляется плюс. Краткое обследование показало, что “минусовая” нога сидит на минус через встречновключенный диод. Ага, значит, где-то должен быть ключ.
Отнес домой, хорошенько просмотрел, в результате прорисовалась вот такая вот история по включению второй скорости:
То есть, вся эта хрень замучена исключительно для того, чтобы вторая скорость никоим образом не могла включиться при выключенном зажигании. Верней, чтобы она выключалась при выключении зажигания, если температура > 95-100 градусов.
Элементы пронумеровал вольно исключительно для этой картинки, работает это так: при включении зажигания через предохранитель №14 (у меня, на самой первой схеме выше он обозначен как №13) с шины 15 через контакт №7 разъёма Т10 БУВ через развязывающий диод VD1 напряжение бортсети через делители R1R2 и R3R4 (последний задает напряжение смещения 0,76В) попадает на базу транзистора Q1, который открывается, и при поступлении плюса от датчика на радиаторе с его контакта 3 на контакт БУВ Т10/7 включается вторая скорость.
Обратите внимание
Можно использовать “костыль” – запаять перемычку на диод VD2, тогда не будет отключаться вторая скорость после выключения зажигания до остывания ОЖ до порога срабатывания. Но это – крайняя мера, если первопричину найти не удастся.
С утра сегодня подключил, при включении зажигания напряжения на контакте Т10/9 не обнаружилось.
Полез предохранитель 14-й смотреть – горелый. Гад, он же отвечает и за подсветку панели кулисы, и за фонари заднего хода. 10 ампер. Он уже у меня сгорал. Воткнул на 15А. Померил – напруга есть. Переткнулся на другой БУВ, который стоит на месте. Доехал до работы – не включается вторая скорость…
Достал предохранитель – ну ж вот не сволочь же ж, горелый!
Учитывая, что он сгорал до того и с другим БУВом, вероятность, что дело не в БУВе – велика. Всего скорей, где то коротыш, и вероятней всего – в кулисе, т.к. сгорает не сразу. То есть, что-то двигается, видимо, замыкает и – опа!
Теперь придется выискивать этот поганый коротыш. Одна из самых неприятных историй, когда он “плавающий”.
Есть еще одна проблема. При нагревании ОЖ >90 начинается дребезг контактов реле соленоида включения муфты кондея (естественно, при включенном кондее). Муфта при этом “тактует” – включается и выключается с частотой примерно 2 Гц. Крайне неприятный эффект.
Единственная причина, которая с ходу приходит в голову – кранты термопаре в датчике F165. Хорошо, если в нем. Потому что, вторая возможная причина – кранты контактам в датчике давления. А его замена – это уже перезаправка системы.
Но – будем надеяться на лучшее.
И готовиться к худшему…
Боюсь сглазить, но, кажись, коротыш нашелся довольно просто – колхозно присобаченная лампочка подсветки панели кулисы, будь она неладна. Крайний раз был на разборе в Пушкино, взял одну в запас как раз, но поставить всё недосуг было. Вот теперь и придётся…
Отрисовал боле-мене БУВ полностью, с номиналами пассивки, правда, типы всех диодов не до конца понятны, но что-то похожее на КД521, и один помощней, не удается прочесть, на обратной стороне платы стоит неудобно.
Но – непринципиально. Один диод непонятен совсем. Похож на стабилитрон, но стоит именно как диод. На картинке обведен красным. По цветовой маркировке также не нашел, как его идентифицировать. Белая и зеленая полоски.
Корпус стеклянный.
Подсказали что скорее всего это smd диод. Корпус и тип MELF DO213AB
Важно
Две другие обводки – это понятно, слева диод BAS21 (в голубом кружочке, маркировка JSp, корпус SOT23), в розовом – NPN-транзистор тоже в SOT23, также нашел его, щас не помню, записано на бумажке.
Решения схемотехнические, что применены – довольно угарные. В смысле, я угорал..
Нарисовал на досуге схемку БУВа.
Схема афтеррана дополнительной помпы не мудрствуя лукаво реализована на специализированной микрухе U6049B, включенной один в один по схеме из даташита на нее (отличаются только номиналы времязадающей цепочки времени выбега на R4С4). Вообще, эта микруха была придумана для задания времени афтеррана карлссонов, но тут – для помпы сделано. Какая, в сущности, разница?
Ну и, помимо того, помпа работает при включении зажигания (контакт Т10/9) и после выключения зажигания от датчика 1-й скорости вентилятора на радиаторе одновременно с карлссоном от контакта Т4/3. Чего это за термосвич S509, который заведен на контакт Т10/4, и от которого она должна (при каких, интересно, прочих условиях?) запускаться тоже, еще не разбирался.
Кроме того, она должна запускаться еще и от контакта 10/3, непонятно только, какая комбинация событий для этого должна произойти, т.к. это завязано на второй уровень выключателя давления кондея, а как он может сработать, когда не работают все остальные ее “запускалки” – мне очень трудно себе представить.
Предохранитель 5А на БУВе – это предохранитель дополнительной помпы.
Через контакт Т10/8 запускается электромуфта кондея.
Как я понимаю, все эти навороты с приподнятым напряжением смещения и составным транзистором с танталовым конденсатором 10 мкф в эмиттере, а также кондёром параллельно обмотке реле как раз и призваны скомпенсировать “дребезг” от термодатчика в момент размыкания или замыкания его контактов в петле гистерезиса срабатывания. Как я уже успел убедиться, не на 100% эффективная история, смотря как дребезжит… Но, по крайней мере, соленоид муфты не дребезжит вместе с реле, а тактует, что, конечно, гораздо лучше, чем если бы дребезжал.
На контакт 10/7 приходит сигнал с контакта 3 датчика на радиаторе и включает вторую скорость. У меня нихрена не включает, датчик надо менять. А вот на контакт 10/2 приходит сигнал от датчика давления кондея первого уровня (5 атм, что ли, не запомнил).
Вот он то у меня карлссон на 2-ю скорость и запускает. Даже, когда температура еще 60-70 по показометру. Про блокировку на выключенном зажигании на транзисторе VT4 писал выше.
Ну и, третья скорость тупо запускается через контакт Т10/5 напрямую на обмотку реле с датчика на движке.
В общем, такая вот немудрёная схемотехника. Диоды 1N4150 написал от балды, но если и не они, то близкие. Напряжение стабилитрона VD6 написано у него на корпусе. Считать, что за диод VD7, не удалось, но не меньше, чем на 2А прямого тока.
Совет
VD5 написал FR303 тоже произвольно, считать не получилось с корпуса, но 303-й точно подойдет по параметрам, если что. Остальные номиналы должны быть правильными.
Нумерация элементов, естественно, от балды, по локализации функциональностей.
Может, пригодится кому это.
Есть этот чертежик в Visio и его распечатка в pdf, но не уверен, что нужно, т.к. вероятность ошибки, хоть и незначительна, всё же имеется, неудобный блок для считывания, ежели его не ломать. Если надо кому – могу в личку скинуть, пишите на форум.
Продолжение и все обсуждения отчета здесь
Спасибо: Фил-2000
Расшифровка заводской комплектации автомобиля (англ.)
Расшифровка заводской комплектации VAG
Диагностика Фольксваген, Ауди, Шкода, Сеат, коды ошибок.
Если вы не нашли информацию по своему автомобилю – посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.
Любая тематика выездного кейтеринг бара: узнать цену – мобильный-бар.рф.
All documentation in English is marked , in German – Для всех у кого есть Volkswagen, руки и желание ими что-либо делать…
Volkswagen Technical Site ©1999-2019 by Nick Pitchik
Контакты, реклама на сайте / Contact Us
Управление кулером ноутбука – 5 способов (подробная инструкция)
Опубликовано: 2017-05-02 / Автор: Виктор Трунов
Каждый пользователь ПК должен уметь правильно настраивать систему охлаждения, чтобы в дальнейшем избежать перегрева устройства и преждевременной поломки комплектующих из-за высоких температур. Или чтобы избавиться от постороннего шума и гудения. Осуществлять контроль работы кулера можно с помощью специальных программ или настроек BIOS, именно об этом мы и поговорим в этой статье.
Настройки BIOS
Многие из известных производителей ноутбуков, таких как Asus, Acer, HP, Lenovo, Samsung сделали возможным управление кулером ноутбука из системы ввода-вывода или «BIOS». Данный способ хорош тем, что не требует установки сторонних программ, все что требуется, это:
Хочу обратить внимание на то, что настройки могут иметь небольшие различия, в зависимости от вашей версии Bios. Не пугайтесь, в целом схема идентична.
Программа SpeedFan
Широко известная утилита, с ее помощью можно осуществлять управление вентилятором ноутбука, регулировать скоростные обороты при тех или иных температурах и отслеживать состояние жесткого диска. Еще несколько жирных плюсов – бесплатность, простой и понятный интерфейс и поддержка русского языка, так что, смело пользуйтесь.
Итак, разберем более подробно, как настроить кулер на ноутбуке используя SpeedFan:
Так же во вкладке «Speeds» можно задать дополнительные параметры для изменения скорости оборотов лопастей. Здесь присутствуют всего две опции, изменяя их, вы легко измените нижние и верхние границы скоростных оборотов.
Программа Riva Tuner
Еще одно небольшое, но очень удобное приложение, предназначенное для управления и контроля работы вентилятора. Оно так же абсолютно бесплатное и подходит для любой версии Windows.
Не удалось устранить проблему?Обратитесь за помощью к специалисту!
Решите мою проблему
Изменить скорость вращения кулера с ее помощью достаточно легко, для этого нужно:
После этого вентилятор ноутбука должен начать работать постоянно и на указанной скорости.
Программа MSI Afterburner
Профессиональная бесплатная утилита, предназначенная в первую очередь для оверлокинга (разгона) карт от компании MSI, подходит как для AMD, так и для Intel. Предоставляет нам не малые возможности, начиная от мониторинга состояния платы и регулировки напряжения на GPU вплоть до управления кулером.
Хочу заметить, что все настройки находятся на первом экране, что на мой взгляд очень удобно. Для того чтобы изменить скорость системы охлаждения, нужно в разделе «Fan Speed» передвинуть ползунок вправо.
Для автоматической регулировки предусмотрена отдельная кнопка «Auto», после ее нажатия, скорость оборотов будет изменяться в зависимости от нагрузки на видеокарту ноутбука.
Не удалось устранить проблему?Обратитесь за помощью к специалисту!
Решите мою проблему
Программа AMD OverDrive
Не могу обойти стороной и довольно известную утилиту от компании AMD, которая предлагает нам ряд возможностей, включая управление скоростью вентилятора, благодаря чему повысить производительность всего ноутбука.
Необходимо только:
Теперь вы знаете, как должен работать вентилятор, как его правильно настраивать, управлять им и сможете самостоятельно это сделать.
Еще один способ разобран в этом видео
Если не получилось самостоятельно устранить возникшие неполадки, то скорее всего, проблема кроется на более техническом уровне. Это может быть: поломка материнской платы, блока питания,
жесткого диска, видеокарты, оперативной памяти и т.д.
Важно вовремя диагностировать и устранить поломку,
чтобы предотвратить выход из строя других комплектующих.
В этом вам поможет наш специалист.
Оставьте заявку и получите
Бесплатную консультацию и диагностику специалиста!
Это бесплатно и ни к чему не обязывает.
Мы перезвоним Вам в течении 30 мин.
Устройство управления вентилятором охлаждения и подогревателем впускного коллектора автомобиля на PIC12F629
Устройство предназначено для управления подогревателем двигателя, когда он холодный и вентилятором охлаждения, когда температура высокая.
Логика работы очень проста. Когда температура ниже +40 градусов, включается подогреватель впусного коллектора. По мере роста температуры подогреватель выключается.
Когда температура достигла 85 градусов – включается вентилятор, а при снижении температуры вентилятор выключается при 80 градусах. Т.е. реализован гистерезис в 5 градусов.
Замкнув контакты TEST – включается режим тестирования, который поочередно включает 1-е и 2-е реле, а потом и сразу оба. Температуры срабатывания можно изменить при прошивке микроконтроллера, об это ниже.
На плате установлено только реле управления вентилятором, а для управления подогревателем требуется более мощное реле, которое установлено отдельно. Это стандартное автомобильное реле с рабочим током контактов – 30А. Установлено оно может быть как рядом с блоком, так и отдельно, где угодно. Подключается реле к контактам разъема HEATER REL.
Желтый светодиод индицирует, что подогреватель работает, подключить вывод HEATER STATUS нужно к силовой цепи подогревателя, после контактов внешнего реле. Управление вентилятором происходит путем замыкание контакта на массу, т.е.
плюс должен быть постоянно подан на вентилятор, в моей машине так уж сделана стандартная проводка, что управление муфтой включения вентилятора осуществляется замыканием провода на массу.
Обратите внимание
Девайс собран в подходящем по размером корпусе, сбоку выведен главный разъем и разъем датчика DS18B20. А также просверленны отверстия под 3 светодиода, зеленый – работа, красный – охлаждение, желтый – подогрев. Вот и все.
Теперь о калибровке. В первые 4 ячейки EEPROM записаны значения. Важно, чтобы при программировании микроконтроллера эти ячей были тоже прошиты, иначе прибор не будет работать.
Изменяя значения этих ячеек можно влиять на пороги срабатывания прибора. Берем стандартный калькулятор винды и переводим значения из шестнадцатеричной системы в десятичную. Убеждаемся что 5F = 95, 5С = 92 Градуса и т.д.
Допустим нам нужно сделать чтобы срабатывал вентилятор при 90, а выключался при 80. Вводим в калькулятор 90 и переводим в HEX, получаем 5А – значение первой ячейки есть, далее вводим 80 – получаем 50 – это значение второй ячейки.
3 и 4 ячейки аналогично управляют порогами срабатывания подогревателя, причем здесь можно тоже задать большие температуры и управлять не подогревателем, а вторым вентиляторов например, только нужно сделать инверсию реле.
1-я ячейка – температура включения вентилятора 2-я ячейка – температура выключения вентилятора 3-я ячейка – температура выключения нагревателя 4-я ячейка – температура включения нагревателя
Важное условие: число в первой ячейке всегда должно быть больше числа 2-й ячейки также число в 3-й ячейке должно быть больше числа в 4-й ячейке. Предельное число для всех ячеек макс – 125. Выход за этот предел вызовет непредсказуемое поведение прибора. Аналогично если не прошить эти ячейки (а многие часто забывают прошивать EEPROM) – работать не будет.
Скачать [16 КБ] – Рисунок печатной платы (LAY) и прошивка микроконтроллера (HEX)