Герард Терборх. Музыка, юноши, вино... А что потом?
Герард Терборх (Gerard ter Borch, 1617−1681) — нидерландский художник, начинал учиться у своего отца Герарда Терборха Старшего, учился в Англии, Италии, Испании. Писал жанровые сцены, портреты, пейзажи.
Среди жанровых картин выделяются несколько, которые образуют как бы цепочки, рассказывающие о жизни девушек. От картины к картине меняется обстановка, одежда, но в них угадывается какое-то личное отношение автора к тому, что он писал. Вероятно, эти сцены происходили у него на глазах, возможно, и при его участии.
«Лютнистка». Комната с небольшой шпалерой на стене, стол с точеными ножками покрыт бархатной скатертью. Молодая блондинка сидит за столом, на нем лежат нотные тетради: одна большая, другая поменьше. В руках блондинки — лютня с чуть ли не с тридцатью струнами.
Взгляд блондинки устремлен куда-то поверх нот и стола, вдаль, видимо, к двери. Она только что успела взять аккорд, как тут кто-то пришел. Визит не был неожиданностью: она завита, аккуратно причесана, красиво одета. На ней — жакетка с оторочкой рукавов и подола, блестящее платье до пола, в волосах — красные ленточки и темно-коричневый бант.
«Лютнистка играет для двух мужчин». Девушка с лютней в руках сидит перед нотами, лежащими на столе. За столом сидит довольно упитанный мужчина с длинными кучерявыми волосами, в шляпе, с перевязью. У него в руках — нотная тетрадь, он как бы дирижирует.
Рядом с ним стоит другой кавалер, в плаще и шляпе. Он с какой-то иронией смотрит на своего товарища.
Девушка как бы в недоумении, она не знает, чего добивается ее гость. За ее стулом — маленькая собачка, поджала хвост (от страха?). На столе — подсвечник, у стенки — кровать под балдахином.
«Концерт». Девушка держит в руках лютню и показывает что-то в нотной тетради юноше, который сидит напротив нее. У него длинные, ниже плеч вьющиеся рыжеватые волосы, в руках — другая нотная тетрадь.
Рядом с ним — молодой человек в шляпе, в черном одеянии с белым галстуком, на поясе видна рукоятка кинжала.
Оба музыканта сидят за столом, за ними видна полуоткрытая дверь, на стене висит картина с каким-то морским пейзажем.
Она как бы погружена в музыку, он пристально смотрит на нее с таким выражением, как будто ему до музыки нет никакого дела.
«Письмо». Кровать под балдахином, покрытый скатертью стол. На столе — чернильница с пером, под которой лежит сложенное письмо, свеча в подсвечнике, ожерелье.
Две женщины и мужчина. Женщины: одна — хозяйка, другая — служанка. Служанка убирает со стола позолоченные кувшин и блюдо. Хозяйка повернулась лицом к гостю. Ее руки почти скрещены на груди, она закрыта, она не хочет разговаривать, она не хочет брать письмо, которое ей протягивает мужчина. Служанка смотрит на хозяйку с некоторым недоумением: мол, что это ты так?
Письмо принес мушкетер, совсем мальчик: за спиной мушкет, на ногах — ботфорты. На левом ботфорте есть шпора, на правом — нет. Вероятно, потерял, когда скакал к даме с письмом. У него — поза просителя, мол, возьми, пожалуйста! А она — нет, не возьму, мне это не надо!
И собачка тоже против посетителя: присела, сейчас обгавкает.
«Офицер предлагает девушке деньги». Фон — большой камин, кровать под балдахином. Накрытый скатертью стол, на столе — виноград, персики. У стола сидят девушка и довольно зрелый мужчина (лет 40−45).
Он — военный, на нем кираса, шпага (уткнулась в пол), ботфорты со шпорами. У нее в руках — рюмка и графин. У него в левой руке — пустой кошелек, деньги из которого — в правой руке (по цвету и размеру — золотые монеты). Он их протягивает девушке. Видимо, это плата за предстоящее удовольствие.
Она смотрит на свечение монет, потупилась, слегка раскраснелась… Согласится ли она? Несомненно! Их колени соприкасаются, еще минута, еще бокал вина…