Клад на Битюге: миф или реальность?
Одним из самых драматических эпизодов в истории православной церкви принято считать манифест о секуляризации, подписанный 26 февраля 1764 года Екатериной II. Согласно ему, монастыри делились на штаты, часть обителей упразднялась, своё существование продолжили лишь 226 монастырей.
Им предполагалось выделять деньги из казны, а вот обители, выведенные за штат, должны были существовать за счёт собственных сил и добровольных пожертвований.
Среди крошечных скитов и чрезвычайно бедных монастырей в списке упразднённых почему-то оказался достаточно большой Троицкий Битюцкий монастырь, располагавшийся на реке Битюг близ селения Старая Тойда. В упомянутом монастыре проживало 30 человек, здесь были конюшня, два амбара, дом настоятеля, хлебная (трапезная), общежитие и деревянная церковь, которую посещали верующие окрестных деревень. Битюцкий монастырь вёл активную хозяйственную деятельность и вполне мог находиться на самообеспечении. Что же произошло? Зачем было уничтожать такую обитель?
В государственном архиве Воронежской области можно наткнуться на любопытную запись, проливающую свет на эту загадку. Оказывается, 29-го августа 1762 года после монастырской обедни на территорию монастыря ворвалась разбойничья группа из 27 верховых и 14 пеших, сидевших на семи телегах. Непрошеные гости были в казацком одеянии, с ружьями, копьями, большими ножами, пистолетами, бердышами и саблями. Въехав на территорию обители, они приблизились к келье, где обитал казначей иеромонах Митрофан с крестьянином-ключником Григорием. Сильно избив их плетьми, нападавшие связали им руки и ноги и, повесив на деревянные рычаги, «…жгли огнём без милосердия мучительски…». Этими истязаниями они вынудили несчастных отдать 1580 рублей, собранных прежними настоятелями на строение и возобновление монастыря.
Кроме того, преступники отобрали серебряную, медную и оловянную посуду, а также прочее ценное имущество. Не удовлетворившись этим, они сбили с церковных дверей замок, и, войдя внутрь, вскрыли сундук, где находились 50 рублей, оставленные богомольцами. На шум прибежали иеромонах Феодосий и монахи Никита и Кирион. Разбойники связали их и определили под стражу, однако Феодосий сумел бежать. Никиту и Кириона разбойники пытали огнём «…и всё их келейное иждивение вымучили без остатку и, оставя оных всех едва живых, пограбленныя деньги и пожитки взяв с собою, из того монастыря бежали». По дороге разбойники напали на монастырскую слободу Тишанку. Здесь они смогли сжечь два двора, предварительно вытащив ценные вещи.
Когда же к пожару стали сбегаться местные жители, нападавшим пришлось ретироваться, отстреливаясь из ружей. В момент бегства злодеи нанесли дротиком две тяжёлых раны монастырскому труднику по фамилии Моисеев. Известно, что иеромонах Митрофан скончался от полученных ран 13-го сентября, монах Кирион — 17-го, а Никита — 19-го сентября 1762 года. Варсонофий, архимандрит обители, избежал страшной участи потому, что в этот момент находился по делам веры в Воронеже.
Когда весть о нападении на обитель дошла до губернского начальства, велено было спешно организовать поиски разбойников. Однако ни в каких более документах не говорится о том, что нападавшие или хотя бы их часть были пойманы и преданы суду. Естественно, после такого трагического события Троицкий Битюцкий монастырь стал резко приходить в упадок, и указ императрицы, о котором мы упоминали ранее, лишь придал делу неприятное, но вполне объяснимое завершение. Обитель «благополучно» ликвидировали, а монастырский деревянный храм разобрали и перевезли в слободу Верхняя Тишанка, где он служил ещё несколько десятилетий.
Что же получается? Ни один из нападавших не был найден, а ведь речь идёт о 41 человеке! Соответственно, испарились и прихваченные из монастыря ценности. Даже по самым грубым подсчётам разбойники сумели унести добра и денег на несколько миллионов нынешних рублей! Только вот где оно, это похищенное?
По всей вероятности — в земле. Раз грабителей не нашли, то не нашли и награбленное. Скорее всего, разбойники рассредоточились по уезду или даже губернии, пряча следы своего чудовищного преступления. А сокровища до поры до времени надёжно припрятали в земле, как это часто практиковалось.
В пользу последней версии говорит один интересный факт. Во второй половине ХIХ столетия, уже после отмены крепостного права, на территории Воронежской области проводились многочисленные ярмарки. Так вот, ярмарка в Верхней Тишанке (а это в нескольких километрах от местонахождения разорённого монастыря) была одной из крупнейших в регионе! Что если внуки или правнуки некоторых разбойников спустя десятилетия решили бы легализовать свои сокровища таким образом?
Естественно, любая работа с документами требует практического подтверждения. Сейчас точно известно местонахождение монастыря, и последние найденные артефакты полностью подпадают под указанную дату — 1764 год. С северо-западной стороны обители, прямо у старой дороги, видны следы битой керамики и остатки красного кирпича. Свидетельствует ли это о том, что именно в этом месте было побоище, или мусор появился позднее, при разборке строений, сказать сложно.
Старая дорога, на которой нашлись монеты, подковы и элементы конской сбруи, действительно уходит на юго-восток, в сторону Верхней Тишанки. В документах ясно сказано, что разбойники дошли до Тишанки в полном составе и лишь затем, встретив серьёзный отпор, скрылись от преследования. Потом они, разойдясь в разные стороны, могли прятать свои ценности в любых подходящих местах.
Значит, сокровища ещё ожидают своего счастливого хозяина? Возможно. По крайней мере, на это рассчитывают некоторые увлечённые краеведы и историки. Ведь не каждый день приходится разыскивать не пропавшую Атлантиду, а вполне осязаемый клад, который имеет документальное подтверждение таинственного происхождения.