Адриан ван Остаде, кабацкие сцены. Веселье дошло до...?
Адриан ван Остаде не обошел своим вниманием и «пьяную» сторону жизни своих современников. Вот некоторые из его полотен.
«Выпивоха». Обстановка — убогая и грязноватая: пол выстлан каменными плитами, чуть поодаль на полу лежат доски (возможно, они закрывают провал).
На заднем плане — прилавок, за которым стоит женщина с коромысловыми весами. Перед прилавком — двое, они слушают шарманщика, стоящего в дверном проеме. Рядом с шарманщиком — любопытные детишки.
Что это за заведение? Табачная лавка, в которой можно и выпить?
Весьма пожилой аккуратно одетый человек сидит на точеном стуле (только для почетных гостей!) с рюмкой в руке и смотрит на зрителя, не то поднимая рюмочку в его честь, не то предлагая выпить вместе. Перед ним на низкой грубо сколоченной скамеечке — кувшин типа чайника с носиком и крышкой с крепким зельем, трубка, горшок с табаком. На листе бумаги — кучка табака.
Это место поспокойнее, чем кабак с его буйными посетителями. А тихий выпивоха не нуждается в компании. Трубка и кувшин — достаточно для отдохновения.
«Крестьяне в кабачке». Слева у окна — птичья клетка, на полке у камина — что-то напоминающее книги. На полу справа — ложка, какой-то бачок, на нем — глиняный горшок, тряпка. На трехногом кресле — подушка, обшитая цветистой тканью.
У выхода расположилась компания: кто-то курит, кто-то пьет.
На переднем плане — трое мужчин и женщина, с ними ребенок. Ребенок сидит перед трехногой табуреткой, ест из горшка, а пес ждет, когда и ему перепадет что-нибудь.
Взрослые расположились кружком у растопленного камина, один из них стоит спиной к огню. В его левой руке трубка, в правой — кувшин. Перед ним на полу стоит еще один кувшин, с крышкой и носиком. Дама внушительных размеров в красной кофте сидит, развалившись: видимо, она уже пригубила, ей хорошо!
Семья отдыхает от повседневных забот…
«Крестьянские танцы в кабачке». Высокое помещение, арочный выход на улицу, справа — камин, лестница на второй этаж. Пол — земляной, местами выстлан досками.
На каминной полке и над шкафом — расписные тарелки. Тарелки — китайские (фарфора еще не было, расписной фаянс еще не производили). На шкафу — букет цветов. Рядом с цветочной вазой — как бы натюрморт: полстакана вина, блюдо с ветчиной.
На полу валяются карты. На кувшине, что слева на переднем плане — рисунок, смутно напоминающий журавлей. Над каминной полкой — штырь, как будто наклеенный на стену. Это — рычаг заслонки, закрывающей тягу в камине.
На лестнице, ведущей на второй этаж — активный болельщик с трубкой и зрительница. На заднем плане видна танцующая пара, левее — скрипач наигрывает плясовую (интересно было бы услышать эту музыку).
Слева — мужская фигура, не то поднимающаяся со скамьи, не то пытающаяся улечься. В партере справа — сгорбленные дед с бабкой, перед ними на полу — малыш. У них — задумчивое выражение лиц. Чей ребенок? Может быть, родителей уже нет в живых, их унесла чума?
Справа — дама с кавалером, который держит ее за талию. Такое впечатление, что он приглашает ее потанцевать, а она слегка сопротивляется (наверное, согласится). Перед ними в желтой курточке, в шляпе с пером и с кувшином в руке сидит их развеселый собеседник.
В центре — мужичок рвется танцевать, а его сзади удерживает партнерша. Он настроен решительно, но с кем он оторвет танец? Неужто он хочет пригласить скромницу с белым воротником? Может быть, поэтому партнерша не дает ему свободу?
Веселье только начинается…
«Весельчаки в кабачке». Большой дом: широкая входная дверь в арочном проеме, окно с витражом, высокие потолки. Справа — лестница на второй этаж. Около стены — шкаф, на котором стоят какие-то корзины. За шкафом — дерево, видимо, в кадке. Что на нем растет — непонятно.
На земляном полу — доски (не тонкие, приблизительно 25 мм толщиной), видимо, уложенные специально для танцев.
Слева мальчик играет с собакой, девочка — с куклой, позади танцора развалившийся на стуле мужичок готов отхлебнуть из литрового кувшина, на заднем плане другой питух держит в правой руке кувшин, в левой — стакан, из которого пьет.
Справа — столик, на котором стоит скрипач (постановка правой руки показана художником очень точно). Правее — аккуратно одетая пара, видимо, из местной «аристократии». Он ее приобнял, у нее в руке полный стакан вина. Это — явно не супруги.
В центре — кавалер с дамой. Дама — в ослепительно белом чепчике, на ней черная жилетка, кофта, из-под которой выглядывает белая рубашки, фартук серого оттенка и длинная, почти до пола, черная юбка. Возраст — ближе к пятидесяти. Ее кавалер выделывает какое-то па. Он — в ударе, даже чувяки сбросил (справа). Шляпа в руке, синеватая курточка, белая рубашка (из-под курточки проглядывает воротник).
Он не смотрит на партнершу, он поглощен танцем, старается показаться публике хорошим танцором. Она смотрит на него с иронией: «Чего ты воображаешь?»
На трехногом стуле с красной подушечкой сидит полупьяный человек в красном берете. Перед ним — жбан. Он буквально вперился взглядом куда-то в ноги танцора и подался вперед в ожидании чего-то необычного. Уж не художник ли это? Может, он тоже пришел выпить и потанцевать? А может, он сейчас набирается впечатлений?
«Веселящиеся крестьяне». Обстановка — не то сарай, не то какой-то полуразвалившийся дом. У собравшейся компании — никакого намека на интеллигентность.
Слева сзади — упившийся в красной куртке и зеленых штанах уткнулся куда-то и, видимо, спит. Справа в глубине — обнимающаяся пара и кто-то колдует у камина.
За бочкой, которая служит столом, сидит мадам с полной кружкой, как бы собираясь чокнуться и выпить. Рядом с ней — девочка, она снизу смотрит на стоящего рядом мужичка, который внимательно следит за происходящим. Ему весело, ей тоже.
На переднем плане — представление под названием «Легкий деревенский флирт»: она уже не в состоянии сидеть, развалилась на полу. Ее ухажер с красным носом и хитрющим выражением лица запустил ей руку под фартук. Но она еще «блюдет честь», сопротивляется, держит его за чуб, хотя, кажется, что это домогательство ей доставляет удовольствие: ее рот расплылся в широчайшей улыбке…
Еще не все выпито, веселье продолжается…