«Объект 100»: каким был подземный ракетный комплекс на южных рубежах СССР?
«Объект 100» («Утёс», «Сотка») — секретный объект времён холодной войны. Ныне заброшенный противокорабельный подземный ракетный комплекс, многие десятилетия контролировавший значительную часть акватории Черного моря.
Его ракеты должны были поражать натовский десант, движущийся от берегов Турции к Крымскому полуострову, прикрывая развертывание Черноморского флота. При этом уничтожить саму подземную ракетную цитадель было практически невозможно.
Наверное, многие представители старшего поколения помнят художественный фильм «Одиночное плавание» — зрелищный (по тем временам) военный боевик, призванный демонстрировать мощь советского Военно-морского флота.
Основные события фильма разворачивались на сверхсекретной американской ракетной базе, укрытой в толще скал некоего необитаемого острова. Тогда при просмотре фильма мало кому приходила в голову мысль: «А существует ли такая база на самом деле?» Современному же человеку любопытно все!
Так вот: база, показанная в фильме, существовала на самом деле, причем это была наша база. И находилась она вовсе не в далеких южных морях, а на юге Крымского полуострова в горах недалеко от Балаклавы. Как съемочной группе удалось получить разрешение на доступ к объекту, которого даже не существовало в открытых документах, — загадка. Благодаря этому фильму мы можем увидеть, как выглядел тот самый объект — «Утес», или «Сотка» («Объект 100»), а также стартовые ракетные комплексы «Прогресс».
Скрытый от посторонних глаз густой зеленью леса, «Объект 100» компактно расположился на высоте 510 метров на склоне горы недалеко от форта «Южная Балаклава». Блуждающий взгляд несведущего туриста, следующего по дороге от Балаклавы к мысу Ай-я, вряд ли заметит серые стены бетонных сооружений сквозь ветки молодых деревьев.
Столь хорошая скрытность объекта с учетом отсутствия специальной маскировки, наверное, устроила бы военных. Только сейчас это уже не имеет никакого значения. Военным объект давно не нужен, а маскировка из растительности сейчас защищает разве что от случайных посетителей.
«Объект 100» был первым ракетным комплексом крылатых ракет подземного базирования. Его строительство началось в 1954 году, осуществлялось оно 95-м специализированным управлением подземных работ Черноморского флота.
Над созданием «Сотки» работало несколько тысяч человек, все они проходили строгую проверку и давали подписки о неразглашении. В скале вырубались жилые и технические помещения, хранилища ракет и топлива, устанавливались дизельные электростанции, устраивались запасы воды и продовольствия. Построенная подземная цитадель имела полную автономность, обеспечивая жизнедеятельность объекта при его герметизации в случае атомного удара.
Ракетная батарея могла произвести одновременный пуск восьми мощных ракет, которые могли уничтожить корабль любого класса. Первый пуск состоялся в 1957 году, до 1965 года было проведено 25 практических стрельб. Трижды — в 1961, 1971 и 1982 годах — было проведено перевооружение комплекса, в 1982 году были приняты на вооружение ракеты типа ЗМ44 «Прогресс», способные нести ядерные боеголовки на расстояние в 300 километров. Тогда же «сотка» приобрела статус «ядерного» объекта.
В 1996 году «Объект 100» был передан Военно-морским Силам Украины и законсервирован. В том же году начался демонтаж оборудования, превратившийся в варварское разграбление под контролем военных и охранников некой севастопольской частной фирмы. К 2005 году ценное и уникальное оборудование было разрезано на куски и продано по смешным ценам. По словам местных жителей, металл отсюда вывозили тяжелыми грузовиками. Сейчас охраны нет совсем, и доступ к объекту получили различного рода мародеры.
Огромный подземный комплекс, способный выдержать ядерный удар, имевший собственную систему жизнеобеспечения, не смог пережить развал СССР, и, так и не испытав ни одного боя, погиб. Не под ударами вражеских ракет или десанта, а под натиском беззакония и алчности.
К настоящему времени тотально разграбленный объект опустел. Зияют внушительные провалы проемов пусковых комплексов, лишенных многотонных стальных крышек, уходят во тьму тоннели с остатками вывороченных из сверхпрочного бетона металлических конструкций. Где-то капает вода, и это единственный звук в мертвых коридорах.
Колоссальный подземный комплекс сегодня идеально подходит для съемок фильма о последствиях ядерной войны или очередного техногенного «ужастика». Каноны подобных фильмов мы переняли у «запада», у тех самых Джонов, Биллов и Джеков, которых весело громили советские солдаты-десантники в далеком 1986-м году («Одиночное плавание»).
Им повезло — они верили, что у нашего народа есть неоспоримое преимущество перед ними… А реальность нашего времени такова, что остатки «американской базы», огромный, некогда секретный «Объект 100», постепенно затягивает густая крымская растительность.