Бывает ли «женщина по-американски»? Из заметок о жизни в современной Америке
Удивительно, что в русском сознании мифы об Америке и американцах существуют даже в 21 веке. В основном эти мифы, как это часто бывает, основаны на стереотипах. Пожалуй, самый известный стереотип: «все американцы толстые». И в этом есть доля правды.
Например, Huffington Post пишет, что Америка до сих пор лидирует в списке стран, где люди страдают от ожирения. Но ведь это же не значит, что в Америке нет людей, которые за собой следят. Как раз наоборот, американцы — и мужчины, и женщины — очень известны своим интересом к спорту. И они не только смотрят американский футбол или бейсбол по телевизору, но они сами часто ходят в тренажерные залы, бегают, занимаются йогой, записывают своих детей в невероятное количество спортивных секций.
История из жизни: моя дочка хотела пригласить свою одноклассницу-американку в гости. Оказалось, есть только один день, когда эта восьмилетняя девочка ничем не занята. Остальные шесть дней в неделю она либо играет в футбол (самый обычный футбол), либо на гитаре. Ни эта девочка, ни ее мама, типичная представительница пресловутого среднего класса, не страдают от ожирения.
Есть еще обратный стереотип женщины по-американски, это образ такой гламурной дамы, а-la «Секс в большом городе».
Пожалуй, начнем с того, что, поставив вопрос о мифической «женщине по-американски», мы ее, эту самую женщину, приравниваем к «котлете по-киевски» и «селедке под шубой по-английски». Возможно, это сделано намеренно, потому как многим американка (или американец) видится таким же «заморским хрухтом», как и ананас Ивану-дураку в одной старой сказке.
Нет, «женщин по-американски», как, впрочем, и по-китайски, по-французски или по-арабски, не бывает. Американские женщины, безусловно, отличаются от русских своим менталитетом. Например, для многих мам-американок ребенок, катающийся по полу в аэропорту, не является большой проблемой. Но далеко не для всех. Есть американки, которые никогда не позволят такого поведения. Или: молодые девушки-американки, скажем так, вскормленные идеями феминизма с молоком матери, от мужчины прежде всего ждут уважения. Но ведь то же можно сказать и о русских женщинах. (И под феминизмом мы понимаем не пошлый стереотип оскорбленной женщины, которой мужчина открыл дверь, а идею социального равенства.) Американки, например, мои студентки (в среднем от 19 до 25 лет), от мужчин прежде всего ожидают уважения к их, девичьему, отношению к карьере, семье, образованию, к их выбору.
Бывает, что американок представляют слишком плоско. Либо в образе роботов: карьера-карьера-карьера-личный тренер-карьера-карьера; либо в образе девиц на содержании, которые только и ждут от мужчин, что денег и «агрессивного секса». Но ведь это не так.
Американки — прежде всего женщины. И так же, как и в России или в любой другой европейской стране, некоторые очень хотят найти своего миллиардера, который бы их холил-лелеял и катал на вертолете. Но! Я могу привести миллион примеров точно таких же девушек в Москве. Можно ли сказать, что эти девушки являются типичными представительницами женщин «по-русски» или «по-американски»? Нет. Люди, женщины — многогранны.
Ошибочно мнение, например, что женщины, которые знакомятся по Интернету, делятся на две категории: «первая, это объявления типа: „Милый, я отдамся тебе, единственному, ну где же ты?“. (…) Другой тип объявлений сразу указывает, что в дополнение к виду Алена Делона и способностям Казановы им нужен „Мерседес“, вертолет, яхта и т. д.».
Но у меня есть знакомая, которая не попадает, к счастью, ни под одну из этих категорий. Она познакомилась с молодым человеком на сайте знакомств. На тот момент он только начинал свою карьеру после университета, у него не было (и нет до сих пор) ни яхты, ни внешности Алена Делона. Но она искала себе партнера, друга, а не просто любовника, и нашла. На данный момент их дочке два года, а женаты они четыре. И таких случаев очень и очень много.
Или вот стереотип, который можно назвать «ужин из микроволновки». Это неправда, что американка не будет«закатывать бутыля с помидорами или тащить с базара сумку с картошкой». Как и русские, американки бывают разные. Есть те, которые в принципе не очень любят готовить. Но есть и те, которые не только маринуют помидоры и огурцы, пекут пироги и делают свое варенье, но даже делают свой сыр, масло, вино или пиво. И не потому, что они живут на ферме или рядом с пивным заводом. А потому, что так им вкуснее и интереснее.
К тому же огороды становятся все более и более популярны в Америке, особенно после того как Мишель Обама посадила огород после переезда в Белый дом. Жители крупных городов — Чикаго, Нью-Йорка, Сан-Франциско — выращивают помидоры на балконах и петрушку на подоконниках. Разумеется, посадить огород человеку, который живет в своем доме, намного проще. Такое садоводство очень популярно в штатах с теплым климатом, например, в Калифорнии и Флориде. В Америке все больше набирает силу «natural food movement». Это название объединяет группу людей, которые предпочитают свежие продукты с наименьшим количеством химических добавок. Поэтому американка может с радостью принести «сумку картошки с базара». Она пойдет на фермерский рынок, где местные фермеры продают самые свежие продукты, потому что блюда, приготовленные из таких продуктов, получаются намного вкуснее.
Но, пожалуй, самое главное, что американка — прежде всего женщина. И как любая женщина, она может нарожать кучу детей и посвятить им свою жизнь. В некоторых штатах, например, очень популярно обучать детей на дому. Кто выступает в роли учителя? Чаще всего мама.
Или американка может не иметь детей вообще и посвятить всю жизнь своей работе.
Или она может и работать, и иметь детей. И когда она устанет, то закажет пиццу по телефону, даже если это не очень полезно. А когда она в хорошем настроении — может наготовить на целый пир.
Или она может работать на двух работах, потому что ее муж — алкоголик, а ей надо прокормить двоих детей и поставить их на ноги. (Знакомая картина? В какой-то другой стране я это уже видела). И тогда, скорее всего, у нее не будет времени на огород. И не будет сил мариновать помидоры.
Этот список можно продолжать и продолжать… Важно не создавать образ «заморского хрухта», а помнить, что американка, так же как и русская, может быть просто женщиной.