Зонтики или купальники? Способы снижения издержек
Основной вопрос любого бизнеса, после сакраментального «быть или не быть» — как увеличить прибыль? Предположим, у нас есть фирма, производящая зонты. Ее прибыль равна выручке от продажи зонтов минус производственные издержки. Очевидно, что увеличить прибыль нашего предприятия можно только двумя способами: увеличить выручку и уменьшить издержки.
Выручку можно увеличить опять же двумя способами: поднять цены или увеличить объем продаж. Однако поднимать цены возможно только до некоторого предела, за которым начинается снижение объема продаж. Наращивать объемы продаж тоже можно только до некоторого предела: либо до насыщения рынка, либо насколько позволят конкуренты.
Способов снижения издержек существует несколько: это и оптимизация налогообложения, и переход на новые технологии, и наведение порядка в логистике, и мудрая кадровая политика, и многое другое. Но снижать издержки тоже можно лишь до определенного предела. Рано или поздно мы нащупаем минимум издержек, и на этом придется остановиться.
Итак, вроде бы все ясно: издержки минимальны, цены оптимальны, продажи максимальны. Прибыль увеличена до максимума, и на этом можно успокоиться. Но остается один каверзный вопрос: а что делать, если лето будет сухим?
Да, некоторые факторы, непосредственно влияющие на прибыль нашего предприятия, нам неподвластны, к сожалению. Но это вовсе не значит, что мы не можем управлять прибылью!
Ведь все те же рассуждения действительны и для предприятия, торгующего пляжными принадлежностями, только сакраментальный вопрос будет противоположный: а что делать, если лето будет дождливым?
Есть решение для обоих проблемных вопросов. И называется оно «Диверсификация».
И есть возможность управлять прибылью, владея обоими предприятиями/ производствами (классический пример Ямаха — мотоциклы и снегоходы) и имея более-менее достоверный прогноз погоды. Если лето жаркое, производство купальников «кормит» убыточное производство зонтиков, в противном случае — наоборот. А мы управляем прибылью, распределяя инвестиции между нашими двумя производствами, исходя из прогноза погоды.
На этом картинном примере хорошо видна одна из особенностей стратегии управления прибылью.
На практике управление прибылью приходится выстраивать на основании прогноза не атмосферной, а финансовой погоды. Как воздушные массы перемещаются из областей высокого давления в области низкого, так и в финансовой среде деньги инвесторов перетекают из областей высокого налогового, государственного, конкурентного давлений в области низкого.
Причем перемещения и воздушных, и денежных масс происходят постоянно и трудно поддаются контролю и прогнозированию. Потому важно и полезно иметь надежный прогноз деловой погоды, для построения которого используются свои «термометры» и «барометры» — финансовые показатели: индексы, курсы акций, валют, нефти и газа, драгоценных металлов, кредитные рейтинги и т. п.
Ну и «народные приметы» свои здесь используются — куда же без них? Это различные экономические, финансовые и политические события, слухи, заявления ньюсмейкеров и так далее.