Как выбрать игрушку?

Критерии выбора игрушек:

1. Возраст

Первый и самый важный критерий при выборе игрушки, как впрочем и любого другого товара для ребенка ВОЗРАСТ! Игрушки рассчитанные на разные возрастные группы отличаются друг от друга своими свойствами и способу взаимодействия с ними. Каждому возрасту - своя игрушка.

Главное свойство «малышовых» игрушек (для детей первого полугодия жизни) - сенсорная яркость, то есть зрительная, осязательная, слуховая привлекательность, чтобы их можно было потрогать и получить ощущение, посмотреть, послушать.

Выбирая игрушки, помните о том, что они должны быть ярких теплых цветов. Это обусловлено тем, что дети начинают различать цвета последовательно. Первый цвет, который они видят, - желтый, затем - оранжевый и красный. Холодные (синий и зеленый) появляются позднее, а фиолетовый - в последнюю очередь.

Кроме пластмассовых и мягких погремушек малышу надо давать резиновые игрушки-пищалки (всевозможные зверюшки, куклы мальчики и девочки). С ними можно играть в простые игры - "прятки". В ответ на мамин вопрос, где та или иная игрушка, ребенок ищет игрушку глазами, находит, тянется к ней или просто смотрит.

Для детей второго полугодия жизни и старше становится важной необходимость моторного (двигательного) взаимодействия с игрушкой, возможность самому произвести какое-то действие и получить его результат. В это время ему наиболее интересны так называемые развивающие центры, части которых можно покрутить, потеребить, извлекая при этом разные заманчивые звуки.

В возрасте 1,5-3 лет у малыша ведущей становится предметная деятельность и ему нужны новые игрушки. В этот период ребенок овладевает соотносящими действиями: цель их состоит в том, чтобы придать предметам (или их частям) определенное положение в пространстве. Это, например, складывание пирамидок и матрешек, постройка "домов" из кубиков, закрывание коробок крышками, использование сборно-разборных игрушек.

Детишкам в этом возрасте полезно поперебирать и материалы с различной фактурой - например, гладкие и шершавые, мохнатые (сейчас выпускаются и специальные пособия для этого, например книжки с разными на ощупь страницами). В этом же возрасте, с полутора-двух лет, особый интерес начинает приобретать возня с так называемыми неструктурированными материалами - песком или снегом, водой, крупой (или фасолью, пуговицами и т.п.), пластилином. Именно в этом возрасте, как правило, ребенок впервые берет в руки карандаши, мелки или краски, осознавая вдруг, что он своими действиями может оставлять след.

Для рисования ладошками и пальчиками выпускаются специальные пальчиковые краски, которые легко отмываются от ручек и одежды малыша.

В 2-3 года стремительно совершенствуется тонкая моторика, что позволяет ребенку осуществлять действия, требующие более или менее развитой координации движений пальцев - очень полезны в этом плане игры с пластиковыми блоками "Лего" или пластиковой же мозаикой. Для развития малыша очень важны игры-вкладыши, пирамидки, кубики и конструкторы с большими деталями. Просто необходимы мячи, кольца, которые надо набрасывать на штырек и несложные конструкторы.

Все больше интересуют ребенка игрушечные животные и куклы. Появляются любимые, очень значимые для малыша вещи - скажем, любимая кукла, присутствие которой может даже помочь пережить обиду или временную разлуку с мамой (кстати, не забудьте предложить малышу взять с собой его любимую игрушку при поступлении в детский сад - это может реально облегчить его адаптацию в дошкольном учреждении!). Покажите малышу основные игровые сюжеты, научите качать куклу, возить в коляске, кормить и укладывать в кроватку. При помощи таких игр взрослый также учит ребенка покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим другом для ребенка.

В возрасте 4 - 5 лет самое время для разнообразных конструкторов, мозаик. Они дают прекрасные возможности для развития фантазии ребенка, его творческого потенциала. Продолжает развиваться интерес к играм со всевозможными зверюшками и человечками. Желательно, чтобы этих фигурок было много, и у ребенка была возможность сыграть в зоопарк, школу, город и т.д. Поэтому ребенку понадобятся наборы для сюжетно-ролевых игр (скотный двор, ремонтная мастерская, доктор, суперагент, причем что-то можно купить, а что-то сделать своими руками из подручных материалов).

После 6 лет игрушки и игры становятся очень реалистичными. Ребенка интересует сходство модели и оригинала, функциональность игрушки. Очень нравятся детям сложные мелкие конструкторы, особенно с использованием батареек и электричества. Девочки стремятся точно моделировать взаимоотношения взрослых с помощью кукол и аксессуаров к ним.

Именно в этом возрасте ребенок начинает осознанно творить, экспериментировать, создавать новое. Задача взрослых помочь ему в этом, тем более что сейчас на рынке появились такие новинки, о которых родители и не догадываются, ведь они выросли в то время, когда ничего этого не было. Вместе с веком информатики на рынок игрушек пришли различные электронные викторины, игрушечные синтезаторы...

Особенно интересны игрушки, дающие ребенку возможность раскрыть себя. Узнать, что же ему наиболее интересно, а может быть, и выбрать будущую профессию. Вниманию заботливых родителей предлагаются игрушки, благодаря которым малыш может попробовать себя в роли дизайнера, конструктора, архитектора, фокусника, археолога… Чтобы сделать поделку, нужно освоить массу различных операций: вырезание, раскрашивание, выпиливание, растирание палочками, лепка, рисование по контуру и даже запекание в духовке (под присмотром взрослых). При этом развивается мелкая моторика, воображение, образное мышление.

2. Функциональность игрушки.

Отдавая предпочтение какой-либо из игрушек, взрослые должны сразу представить, что ребёнок будет с ней делать. Подумайте, как ребенок будет с ней играть, какие чувства она вызывает, какое дарит настроение, чему учит.

«Полезность» игрушки — важный критерий оценки. В игрушке как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребёнка. Игрушка обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Для того чтобы игрушка стимулировала осмысленную детскую активность (т.е. способствовала развитию), она должна отвечать интересам ребёнка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной. Соответствие интересам самого ребёнка — важнейшее требование к игрушке, которое, собственно и делает её игрушкой. Главным привлекающим фактором для ребёнка является возможность что-либо с ней делать. Только в том случае, если она вызывает желание действовать с ней (разбирать и собирать, передвигать различные части, возить, извлекать новые звуки), малыш хочет скорее взять её в руки и начать игру.

Кроме того, развивающая роль игрушки заключается в ее способности быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка. Предметы, предполагающие, пусть и полезные, но стереотипные, однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не для игры. Игра — это сфера образов, условностей, скрытых возможностей. Это, прежде всего, проба своих способностей и выяснение свойств предмета, с которым играешь. Поэтому он должен содержать элемент новизны для поддержания любознательности и собственной активности ребёнка.

3. Поощрение самостоятельности.

Игровые действия ребёнка должны быть самостоятельными. Игрушку можно рассматривать как особый предмет, позволяющий ребенку ощутить уверенность в своих силах. Она должна быть опорой для самостоятельных действий детей, должна помогать ощутить свою компетентность и автономность. Возможность или невозможность самостоятельного действия зависит от некоторых незначительных и незаметных для взрослых деталей. Например, типичная и очень интересная для маленьких детей коробочка с сюрпризом: стоит нажать на кнопку, как из коробочки выскакивает зайчик или котёнок. Но всё дело в том, где расположена эта кнопочка. Если она находится сверху (и нажимать нужно вниз) — всё в порядке, малыш будет самостоятельно с удовольствием играть и радоваться внезапному выпрыгиванию зайчика. Но если эта кнопочка помещена спереди, и для её нажатия необходимо удерживать коробочку другой рукой (иначе она сдвигается назад) самостоятельная игра для ребёнка становится невозможной — необходима помощь взрослого, который удерживает коробочку или сам вызывает появление зайчика.

Игрушки должны способствовать самостоятельной постановке и разрешению все более сложных задач. Наличие не только «загадки», но и подсказки, вызовет интерес и желание действовать. Предмет игры выбран правильно, если он содержит понятные ребенку ориентиры для его самостоятельной деятельности. В качестве примера можно привести такие известные народные игрушки как пирамидки, матрёшки, вкладыши, которые сами «подсказывают» правильный способ действия. Совершенно новые, незнакомые и непонятные детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте, не дают «подсказки» для самостоятельных действий и скорее испугают, чем вызовут желание играть. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости, наличие задачи и ориентиров для её решения — важное качество игрушки, стимулирующее детскую активность. Так какие игрушки необходимы детям разных возрастных групп?

Часто родители задают вопрос: «Есть ли такой набор игрушек, которые должны быть у ребенка определенного возраста?» Да, такой список есть. Предлагаем Вам сокращенный вариант, содержащий только основные компоненты необходимого игрового материала. Список составлен по возрастам и для каждого следующего возраста приводятся только новые элементы.

До 1 года: погремушки, пирамидка, юла, вкладыши в рамку, в основу и вкладыши один в другой (матрешки, стаканчики), книжки с крупными картинками, свисточек или дудочка, мячик большой и маленький, куколка (не Барби) для девочек и машинка для мальчиков, мягкая игрушка.

1-2 года: бусы, шнуровка-пуговица, конструкторы строительные и сюжетные, наборы для ролевых игр (например, в доктора), каталочки (перед собой или на веревочке), мозаика сотовая, набор для игр с песком и водой, набор для игр с куклами для девочек или функциональные машинки (типа самосвал) для мальчиков.

2-3 года: настольные игры, строительные наборы, домино, несложное лото, мозаика «втыкалочка», несложные пазлы, кукла-перчатка, пальчиковые куклы, мыльные пузыри.

3-4 года: трафареты для обводки и штриховки, планшет-шнуровка, логические блоки и конструктор.

4-5 лет: канцелярские принадлежности, раскраски, наборы для детского творчества, сборные модели. Что делать после того, как выбрали и приобрели игрушку?

1. Научить ребенка КАК ИГРАТЬ, манипулировать игрушкой.

2. Если вдруг ребенок не заинтересовался игрушкой, не задействует ее в своих играх, значит, скорее всего, эта игрушка не подходит ребенку по возрасту. Приберите игрушку так, чтобы ребенок ее не видел, и через небольшой промежуток времени снова достаньте и предложите ее малышу, возможно ребенок «дорос» и теперь готов оценить игрушку по достоинству.

3. Меняйте игрушки! Возьмите за правило убирать часть игрушек так, чтобы ребенок их не видел, и через некоторое время доставать убранные игрушки, и убирать те, которые были на виду. Вот увидите, ребенок каждый раз будет радоваться игрушкам, которые давно не видел, как новым!
источник - интернет портал для родителей "Дети в радость"




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: