Зачем нам знание своих корней?
В последнее время люди чаще стали интересоваться историей своего рода. Интерес подогревается большим наплывом художественных и документальных фильмов, транслируемых по телевидению, в которых часто можно услышать о новом прочтении событий, случившихся в нашей стране в недавнем прошлом. И, конечно, возникает резонный вопрос: «А как все было в нашем роду… на самом деле?»
Что-то из своей истории мы, конечно, знаем и помним. В среднем, каждый россиянин знает свой род до 3−4-го поколения (т.е. до бабушек и прабабушек). Но вот что дальше? Часто «дальше» — это большое количество примерных дат и имен, и зияющих «белых пятен».
Без сомнения, отчаянный дефицит информации о своем роде существует. И у этого есть свои причины. Если рассматривать ситуацию в целом, то причин немного и сводятся они к следующему:
1. Последние 100 лет Россия переживала не самые спокойные времена. Революции, вереница опустошающих войн, голодомор, тюрьмы, политические лагеря (список можно продолжать) — уносили многие тысячи жизней людей, являющихся, по сути, живыми носителями истории своего рода. То, что знали и могли рассказать о жизни своего рода эти люди, не подлежит восстановлению. Эта субъективная информация ушла вместе с ними. Их мнение нам уже не спросить. А оно, безусловно, было бы важно.
2. Следующее явление (массовое и повсеместное) — умалчивание информации об истории своего рода. Особенно это встречалось (и до сих пор встречается) в семьях «врагов народа». Кроме того, что люди страдали от потери семьи и этого клейма, «особое положение» заставляло их вырабатывать ряд стратегий, чтобы сделать свою жизнь более-менее сносной. Что это за стратегии:
Замалчивание информации о своей семье, особенно, если не спрашивают, и уж тем более, если допытываются. Иногда удается что-то узнать только со 2-й или 3-й попытки.
Тенденция к размыванию точностей в определениях. Утаивание деталей быта и взаимоотношений, а уж тем более, давая ответы на вопросы — когда, с кем и что происходило.
В общем, в новое поколение, в очередной раз, транслируется тайна и связанное с ней напряжение. И эмоции при этом соответствующие — налет «равнодушия и обесценивания», мол, «да что там может быть у нас интересного, жили как все». Так, на всякий случай, «ведь никогда не известно, как эта информация может отразиться на тебе, твоих близких и знакомых».
3. В задачи общества не входило знание и передача истории рода из поколения в поколение. Государство считалось молодым, с новыми взглядами на жизнь, а это значит, что все, что было до революции — нуждалось в пересмотре, переделке и изменении. Задачами общества на тот момент были глобальное строительство коммунизма во всем мире, победа в войне, восстановление страны и прочие великие цели. Поэтому все вопросы, касающиеся индивидуальности человека и целого народа, не воспринимались серьезно. Страдали малые народности, с их культурой и языком. Передача своих «исконных» традиций стала невозможной, и даже стремление говорить на родном языке не приветствовалось. Поэтому постепенно утрачивалась и обесценивалась информация о своей национальности, своем культурном наследии, а вместе с ним и о родовом наследии и его особенностях.
Что же происходит сейчас с обществом? Почему люди с большим интересом и рвением начинают углубляться в свои истоки?
В каждой отдельной семье и в каждом отдельном случае найдутся свои конкретные мотивы, чтобы объяснить это движение. Но существуют и общие причины, благодаря которым общество движется в эту сторону.
1. Люди хотят знать свою историю, потому что хотят заполнить существующие «пустоты» в своей родословной. Это вообще оказалось вполне нормальным для людей, в ситуации мира в стране и относительной экономической стабильности, заняться восстановлением своей истории. У людей это в крови. Их не надо заставлять это делать. Они сами, повинуясь каким-то внутренним законам и убеждениям, пытаются выстроить историческую и логическую цепочку родовой истории. Надо сказать, построение своей родословной — процесс крайне увлекательный и захватывающий. Много раз замечала, что стоит только начать кому-то «собирать» свою историю, он заряжает этим интересом всю свою родню. Есть что-то в этом процессе и от геологов, и от детективов. Когда при наличии целей и небольшого количества информации необходимо строить гипотезы, обращать внимание на детали, чтобы свести «концы с концами».
2. Другая причина — психологическая. Это ощущение недоговоренности в семье о том, что в ней происходило (или происходит). В таких случаях в семье наблюдается ряд симптомов, свидетельствующих о большом напряжении, связанном с замалчиванием семейных проблем в нескольких поколениях. Это «замалчивание» передавалось от поколения к поколению, как «горячий картофель» или «скелет в шкафу». Так происходит до тех пор, пока «критическая масса» возникших проблем не перевалит условную метку «Достаточно!». Тогда люди обращаются к психологам, и в некоторых случаях им предлагают построить генограмму своего рода за последние 4 поколения. Порой этого хватает, чтобы высветить проблемные участки рода и впоследствии поработать над принятием сложной ситуации и отпусканием ее.
3. Еще одна тема, которая часто звучит рядом с понятиями род и сила рода — это получение поддержки от своего рода. Очень часто причиной обращения к истории своего рода является запрос на получение энергии, силы, веры в себя, для того чтобы пережить какое-то трудное событие в своей жизни. Это могут быть серьезные медицинские операции, ситуации с деторождением, переезды и другие жизненные испытания. Часто возникает желание сделать более прочной связь со своими «незримыми» корнями, сделать ее очевидной и практически осязаемой. Этого эффекта, действительно, удается достичь. В момент погружения в свою историю люди, как правило, «знакомятся» со своими родственниками, узнают их имена и род деятельности, погружаются в особенности их семейного уклада. Часто делятся, что появляется ощущение, будто «твой род стоит у тебя за плечами, поддерживая и оберегая, желая тебе добра и как бы направляя в сегодняшний день с посылом «Иди и живи!». А это значит — живи так, как считаешь нужным, живи с теми, с кем хочется жить, делай то, к чему лежит душа.
Знание своих корней, несмотря на репрессии и гонения политиков, остается ценным и полезным знанием для людей. Ресурсы этого знания еще только изучаются психологами и психогенеалогами. Очевидно одно, что без знания и уважительного отношения к своему прошлому сложно оставаться уверенным в себе и строить счастливое настоящее и будущее.